2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 9  След.

Нужна ли такая тема про ассемблер?
Опрос закончился 24.01.2024, 03:22
Да, почитаю. 50%  50%  [ 12 ]
Да, поспрашиваю. 25%  25%  [ 6 ]
Да, поотвечаю. 4%  4%  [ 1 ]
Мне всё равно, но не против, дерзайте. 17%  17%  [ 4 ]
Нет, не интересно, полно готовой литературы. 0%  0%  [ 0 ]
Нет, ничего в этом не понимаю и не собираюсь. 0%  0%  [ 0 ]
Нет, форум не про это, есть другие более подходящие. 4%  4%  [ 1 ]
Другое ... 0%  0%  [ 0 ]
Всего голосов : 24
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение16.01.2024, 20:21 
Заслуженный участник


20/08/14
11763
Россия, Москва
Yadryara в сообщении #1626159 писал(а):
Мне бы конкретику увидеть.
Ну как скажекте. Вот прога для вычисления 45-го числа:
код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис ASM
format PE
include 'win32axp.inc'

n=45    ;Какое число Фибоначчи вычислить

.code
main:
;Начало вычислений
        mov     EAX,1           ;x=a1
        mov     EBX,1           ;y=a2
        mov     ECX,2           ;n
cycle:  mov     EDX,EBX
        add     EDX,EAX         ;z=y+x
        mov     EAX,EBX         ;x=y
        mov     EBX,EDX         ;y=z
        add     ECX,1           ;n=n+1
        cmp     ECX,n           ;n-45
        jne     cycle           ;if не равно то уйти к метке
;Конец вычислений, число в EBX
        invoke  wsprintf, buf, fmt1, n, EBX
        invoke  MessageBox, 0, buf, txt1, MB_OK + MB_ICONINFORMATION
        invoke  ExitProcess,0

fmt1:   db      'a(%d)=%d',13,10,0
txt1:   db      'Fibonacci number',0

.data
buf:    rb      1000

.end main
Записываете весь текст в обычный текстовый файл с расширением .asm, компилируете через FASM, получается файл .exe размером 1536 байт, запускаете его, получаете окошко с числом 1134903170.

Первые две строки это инструкция компилятору сделать exe формата x86 и включить в текст программы и файл win32axp.inc из поставки FASM с объявлением функций WinAPI.
Команды с точкой в начале это инструкции компилятору.
Команда db это инструкция компилятору выделить память и положить в неё следующую строку.
Команда rb это инструкция компилятору выделить память и ничего туда не класть (но винда сама там всё обнулит).
Команды invoke это вызов функций WinAPI, к ассемблеру практически не относится. Это "магия" для показа числа в окошке винды.
Команда mov копирует правое в левое.
Команда add прибавляет к левому правое (и выставляет флаги, но тут они не нужны).
Команда cmp вычитает правое из левого и выставляет флаги по результату (ни левое ни правое не меняется). В частности флаги нуля (если левое равно правому) и переноса (если левое меньше правого).
Команда jne (и синоним jnz) передает управление на указанную метку если флаг нуля не установлен.
EAX, EBX, ECX, EDX - регистры (переменные внутри процессора). Ещё можно использовать ESI, EDI, EBP.
Задание "на дом": преобразовать формулу a3=a2+a1 в формулу a4=a3+a2+a1 (первые три как обычно по 1) и вычислить скажем 30-е число (20603361).
Задание "со звёздочкой": вычислить 50-е число и подумать почему оно неправильное.
Числа Фибоначчи для проверки есть например здесь: https://oeis.org/A000045/b000045.txt

PS. Без информации об устройстве проца внутри у меня ощущение что начал с середины ...
PPS. Админы запретили прикладывать .asm файлы, так что всё сами, ручками.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение16.01.2024, 20:38 
Аватара пользователя


10/10/18
754
At Home
Dmitriy40 в сообщении #1626084 писал(а):
...ещё хороших книг (только на русском) и по ассемблеру... и по оптимизации.
Генри Уоррен: Алгоритмические трюки для программистов
Много работы с битами. Прекрасная книга. У меня она (бумажная) лет 20. Читал не раз, и частями пересматривал.

-- 16.01.2024, 20:51 --

Называть ассемблер компилятором всё же странно, т.к. это именно ассемблер.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90% ... 0%B5%D1%80
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2% ... 0%BE%D1%80

-- 16.01.2024, 20:57 --

В Википедии про ассемблер написано "Трансляцию ассемблерных программ иногда также называют компиляцией.", но это крайне-крайне иногда (*) и уж точно не в курсе для начинающих.

(*) Не припомню такого называния за всё то время (почти 40 лет), что связан с программированием.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение16.01.2024, 21:02 
Заслуженный участник


20/08/14
11763
Россия, Москва
Не хочу грузить различиями между компилятором, транслятором, ассемблером (и языком ассемблера и технической сборочной машиной), компоновщиком, линковщиком, библиотекарем, и ещё тучей вспомогательных утилит. Всё что преобразует один файл (в частности текстовый) в другой (в частности исполняемый) - компилятор. А то щас вспомню что .exe вовсе не машинный код. Или что ассемблер может выдавать и .hex файл (кажется не FASM, но для любого МК может, а иногда и только его!), который уже совсем не машинный код, а текст.
К тому ровно по Вашей второй ссылке: "Компилятор — это вид транслятора, преобразующий исходный код с какого-либо языка программирования на машинный язык[6]" и "Ассемблер — компилятор, преобразующий текст с языка ассемблера на машинный язык.". Так что и ассемблер (как программа) тоже компилятор.
Так что я не улавливаю принципиальной разницы между .c и .asm файлами. И то и другое текст. И в результате компиляции из обоих появляется .exe.

-- 16.01.2024, 21:12 --

Впрочем, если в список пунктов добавится деление проекта на несколько независимых исходников и компиляция их по отдельности и потом связывание в один исполняемый файл - ОК, вот тогда и расскажу про отличия и детали процесса. Или отошлю к умным книжкам. Пока не планировал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение16.01.2024, 22:02 
Аватара пользователя


29/04/13
8108
Богородский
Фасм нашёл, как компилить не помню. Исправил так:

код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис ASM
format PE
include 'win32axp.inc'

n=30    ;Какое число Трибоначчи вычислить

.code
main:
;Начало вычислений
        mov     EAX,1           ;x=a1
        mov     EBX,1           ;y=a2
        mov     EBP,1           ;t=a3
        mov     ECX,3           ;n
cycle:  mov     EDX,EBP
        add     EDX,EAX         ;z=t+x
        add     EDX,EBX         ;z=t+x+y
        mov     EAX,EBX         ;x=y
        mov     EBX,EBP         ;y=t
        mov     EBP,EDX         ;t=z
        add     ECX,1           ;n=n+1
        cmp     ECX,n           ;n-30
        jne     cycle           ;if не равно то уйти к метке
;Конец вычислений, число в EBP
        invoke  wsprintf, buf, fmt1, n, EBP
        invoke  MessageBox, 0, buf, txt1, MB_OK + MB_ICONINFORMATION
        invoke  ExitProcess,0

fmt1:   db      'a(%d)=%d',13,10,0
txt1:   db      'Tribonacci number',0

.data
buf:    rb      1000

.end main


Dmitriy40 в сообщении #1626177 писал(а):
Задание "со звёздочкой": вычислить 50-е число и подумать почему оно неправильное.

Видимо переполнение где-то.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение16.01.2024, 22:45 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Yadryara в сообщении #1626198 писал(а):
Фасм нашёл, как компилить не помню.

0. Распаковываете в папку (я распаковал на диске F).
1. Копируете файл пример из сообщения на форуме в файл (пусть fib.asm) в корень директории fasm.
2. Если пути не настроены, то указываем в файле относительный путь к включаемому файлу, т.е.
заменяем
include 'win32axp.inc'
на
include 'INCLUDE\win32axp.inc'.
выполняем в командной строке
fasm.exe fib.asm

Появляется исполняемый файл fib.exe
Запускаем это оконное приложение. Оно открывает окно с результатом
a(45) = 1134903170

(Можно запустить и оконный компилятор fasmw.exe. Но такой простой пример проще консольным.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение16.01.2024, 23:08 
Заслуженный участник


20/08/14
11763
Россия, Москва
Yadryara в сообщении #1626198 писал(а):
Фасм нашёл, как компилить не помню.
Сделать .cmd файл (например f.cmd) с содержимым:
@set INCLUDE=C:\Program Files (x86)\FASM\INCLUDE
@"C:\Program Files (x86)\FASM\fasm" %*

Конечно если FASM в этой папке. Иначе указать правильную.
И запускать компиляцию файла prog1.asm командой в консоли f.cmd prog1.asm. Или мышкой перетащить prog1.asm на иконку f.cmd.
Я предпочитаю именно такой способ, с отдельным cmd файлом, чтобы не указывать в каждой программе где сегодня лежат файлы FASM-а (как правильно написал GAA), достаточно указать лишь в cmd и всё.

Оба задания верно.
Переполнение - число не влезает в регистр и команда add (какая-то) оставляет от правильного числа лишь 32 младших бита. И снова. И снова. Потому что, как будет написано во введении, процессор делает лишь ровно то что ему конкретно указано и на йоту больше. Сказано сложить - сложит. А про проверку переполнения ничего не сказано. И если компиляторы нормальных языков (и обычно не С) или сами добавят проверку или ругнутся предупреждением (мол что-то тут может быть не так) или добавят код показа ошибки если она возникнет, то на асме всё надо писать самому, чётко и конкретно.
В данном случае контроль за переполнением можно сделать например так: после каждой команды add добавляем команду jc ovf (если установлен флаг переноса (переполнения при сложении), то перейти к метке ovf), а после последней invoke (или после двух текстовых строк, но до .data) добавляем три строки:
Используется синтаксис ASM
ovf:    invoke  MessageBox, 0, err1, txt1, MB_OK + MB_ICONSTOP
        invoke  ExitProcess,199
err1:   db      'Overflow!',13,10,0
Тут сплошная магия: дёргаем WinAPI показать окно с заданным текстом и заголовком и иконкой крестика и кнопкой, а потом завершаем программу с другим кодом завершения (1-255).

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 02:29 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
SergeCpp в сообщении #1625917 писал(а):
Посоветую книгу The Art of Assembly Language известного автора Randall Hyde, названную по аналогии с трудом Д. Кнута. https://en.wikipedia.org/wiki/Randall_Hyde
Спасибо за совет. Но я в нее заглянул, и для меня там совершенно китайская грамота. По-видимому, лично для меня будет лучше всего внимательно перечитать книжку Шнайдера, вышеупомянутую (которой, странно, нет в либгене, но была найдена в твирпксе). Там уж для полных дятлов, вроде меня, разжёвано.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 02:54 
Аватара пользователя


29/04/13
8108
Богородский
GAA
Dmitriy40

Спасибо. С компиляцией вроде разобрался. Сделал двумя способами. Оба числа, и Фибоначчи $a(45) = 1134903170$ , и Трибоначчи $a(30) = 20603361$ совпали.

Dmitriy40 в сообщении #1626214 писал(а):
процессор делает лишь ровно то что ему конкретно указано и на йоту больше.

Пропущено "ни" ? И ни на йоту больше ?

Dmitriy40 в сообщении #1626119 писал(а):
переписать программу для вычисления любого числа Фибоначчи по формуле Бине

А есть ли для Трибоначчи аналогичная формула :-) :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 05:00 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Dmitriy40 в сообщении #1626177 писал(а):
Задание "со звёздочкой": вычислить 50-е число и подумать почему оно неправильное.
У меня 50 и 55 значения сходятся с данными по указанной Вами выше ссылке.
код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис ASM
format PE64
include 'win64axp.inc'

n=55    

.code
main:
        mov     RAX, 1           ;x=a1
        mov     RBX, 1           ;y=a2
        mov     ECX, 2           ;n
cycle:  
        mov     RDX, RBX
        add      RDX, RAX       ;z=y+x
        mov     RAX, RBX        ;x=y
        mov     RBX, RDX        ;y=z
        add      ECX, 1            ;n=n+1
        cmp     ECX, n            ;n-45
        jne     cycle                ;

        invoke  wsprintf, buf, fmt1, n, RBX
        invoke  MessageBox, 0, buf, txt1, MB_OK + MB_ICONINFORMATION
        invoke  ExitProcess,0

fmt1:   db      'a(%u)=%I64u',13,10,0
txt1:   db      'Fibonacci number',0

.data
buf:    rb      1000

.end main


-- Wed 17.01.2024 04:23:12 --

В примере Dmitriy40 небольшая опечатка типа данных при преобразовании числа в строку. Нужно не d, а u.
Иначе переполнение может ещё не произойти, но программа выведет отрицательное число:
a(47) = -1323752223.
Тогда как с u:
a(47) = 2971215073

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 08:13 
Аватара пользователя


29/04/13
8108
Богородский
GAA, Ваша прога у меня не работает. Вы небось для 64х сделали.

GAA в сообщении #1626244 писал(а):
В примере Dmitriy40
небольшая опечатка типа данных при преобразовании числа в строку.

Может это специально сделано. С назидательной целью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 10:18 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Yadryara в сообщении #1626260 писал(а):
Вы небось для 64х сделали.
Да. В первой строке (format PE64) указано --- для x64.
Вот два варианта для win32. Привожу только вычислительную часть. Вывод результата читатель напишет по своему вкусу.
Проверок переполнения нет. Оптимизации нет.
(Под win32 результат функция возвращает в вершине стека FPU, но для наглядности выполнено сохранение в переменную result.)
FPU:
Используется синтаксис ASM
   fld1
   fld1
   mov  ecx,  2
 cycle:
   fxch st(1)
   fadd st(0), st(1)
   add  ecx,  1
   cmp  ecx,  n
   jne  cycle
   fistp result


SSE:
one --- переменная в которой хранится 1. result --- переменная с результатом. (Под x64 результат функция возвращает в xmm0, но под x32 зависит от соглашений компилятора. Если компилятор поддерживает соглашение, что возвращает через xmm0, то сохранение в память избыточно.)
код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис ASM
   movq xmm0, one
   movq xmm1, one
   mov  ecx,  2
 cycle:
   paddq xmm0, xmm1
   add  ecx,  1
   cmp  ecx,  n
   je   res
   paddq xmm1, xmm0
   add  ecx,  1
   cmp  ecx,  n
   jne  cycle
   movq xmm0, xmm1
res:
   movq result, xmm0


-- Wed 17.01.2024 09:20:27 --

Yadryara в сообщении #1626260 писал(а):
Может это специально сделано. С назидательной целью.
Конечно! Вот мы увидели и отметили. (Реакция читателей.)

-- Wed 17.01.2024 09:27:50 --

Да, два приведенных варианта --- это юмор. По смыслу нужно делать длинную арифметику. Видимо об этом Dmitriy40 и расскажет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 11:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3128
Уфа
Yadryara в сообщении #1626241 писал(а):
А есть ли для Трибоначчи аналогичная формула :-) :wink:

Есть.
В Википедии в статье "Числа трибоначчи" она приведена, там даже есть довольно простая формула, не требующая комплексных чисел (никакие процессоры, про которые я знаю, не умеют работать с комплексными числами напрямую).

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 13:19 
Аватара пользователя


29/04/13
8108
Богородский
worm2 в сообщении #1626269 писал(а):
В Википедии в статье "Числа трибоначчи" она приведена, там даже есть довольно простая формула,

То-то и оно, что есть формула проще, но она в Вики так и не приведена...

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 15:24 
Заслуженный участник


20/08/14
11763
Россия, Москва
Yadryara в сообщении #1626260 писал(а):
GAA в сообщении #1626244 писал(а):
В примере Dmitriy40 небольшая опечатка типа данных при преобразовании числа в строку.
Может это специально сделано. С назидательной целью.
Нет, это моя недоработка. Привык к PARI, где числа длинные и %d работает правильно. Хотя сам везде в асм пишу %u, но вот тут не обратил внимания, сфокусировался на вычислительной части, а это объяснять и не собирался.

GAA
Про x64 я планировал рассказать позже, там предел 93-е число Фибоначчи, как раз для увеличения диапазона. И не у всех есть x64 ОС.
А уж про FPUI и SSE ещё позже, там много дополнительных моментов надо оговорить.

GAA в сообщении #1626265 писал(а):
Да, два приведенных варианта --- это юмор. По смыслу нужно делать длинную арифметику. Видимо об этом Dmitriy40 и расскажет.
Вовсе нет, это прекрасные примеры как одно и то же сделать разными методами. Я примерно так и хотел сделать, только для интереса по формуле Бине чтобы аргументировать расширением диапазона n.
Про длинную арифметику я собирался рассказать коротко, только про сложение/вычитание, умножение на малое число (в регистре) и деление на малое число (это всё практически полезно). Остальное оставить за скобками. В контексте высокоскоростных вычислений всё прочее слишком медленно и требует изменения алгоритма для своего исключения. :mrgreen:

Yadryara в сообщении #1626241 писал(а):
Пропущено "ни" ? И ни на йоту больше ?
Да, опечатка.
Yadryara в сообщении #1626241 писал(а):
А есть ли для Трибоначчи аналогичная формула :-) :wink:
Понятия не имею, это не асм, а математика. Думаю и в вики и в OEIS A000213/A000073 по ссылкам есть (в вики точно вижу, T(n)=...).
По приведённой выше ссылке формула тоже есть, tn=...

-- 17.01.2024, 15:31 --

Yadryara в сообщении #1625921 писал(а):
А спрашивать уже можно или погодить пока?
Так что у Вас за вопрос то был? А то что-то всё в кучу начали мешать, и SSE с FPU, и соглашения о передаче параметров, и процедуры/функции, и переменные в памяти, и x64 с x86, и математику с асмом ... Тогда уж проще так и продолжать, чисто ответы на вопросы, без лекций. И не надо будет второй темы, по всем техническим вопросам можно в книги/вики отсылать где всё описано подробнее чем могу я (правда не факт что короче и понятнее).

-- 17.01.2024, 15:52 --

GAA в сообщении #1625922 писал(а):
Да, поспрашиваю.
Раз тему оставили здесь, то уже вполне пора. Только учтите что я не преподаю нигде, чистый практик (и самоучка, так что и в теории весьма плаваю).

 Профиль  
                  
 
 Re: Первые и последующие шаги в ассемблере x86/x64
Сообщение17.01.2024, 16:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3128
Уфа
Yadryara в сообщении #1626288 писал(а):
То-то и оно, что есть формула проще, но она в Вики так и не приведена...

Да вот же она: $t_n = \left\lfloor\dfrac{3bC^n}{b^2-2b+4} \right\rceil,$ где $C=\dfrac{1+\sqrt[3]{19+3\sqrt{33}}+\sqrt[3]{19-3\sqrt{33}}}{3}$, $b = \sqrt[3]{586 + 102 \sqrt{33}}$, а $\lfloor \cdot \rceil$ — округление до ближайшего целого.
$C$ и $\dfrac{3b}{b^2-2b+4}$ можно заранее вычислить, это константы. Осталось только $C$ возвести в степень.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 133 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 9  След.

Модераторы: Karan, Toucan, PAV, maxal, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group