Вы считаете, что математические объекты, которые мы называем "натуральными числами", "множествами" и т.д. существуют независимо, где-то в, условно говоря, Платоновском мире идей
Не совсем. Насколько я помню, платонисты считают, что все абстракции находятся в мире идей, это да. И они считают, что они математику открывают, а не создают. Я в этом смысле совершенно не платонист. Я считаю, что мы математику именно что создаем. Создаем язык, нотации, системы понятий. Сами, своим усилием воли, выделяем одни понятия и присваиваем им названия и обозначения. А другим, возможно не менее важным (а может быть и более важным) понятиям, не присваиваем (причем часто в силу не очень внятных причин типа истории, традиций и т.д.).
и они (а не их модели) являются основаниями всей математики.
А вот с этим скорее согласен. Просто живут они не в платоновском мире идей, а немного в другом месте. Где-то в универсуме интерсубъективных кросс-культурных понятий, присущих всем людям (как биологическому виду). А может быть и не всем, а, например, достаточно образованным, чтобы эти абстракции воспринимать. Тут уже не знаю. Короче говоря, это не какой-то полумифический платоновский мир, а просто совокупность вещей, обусловленных, нашей биологией, историей, особенностям жизни на планете Земля и т.д. Здесь самый очевидный пример - десятичная система счисления. По-моему, это странная мысль, что она какая-то особенная и выделенная в платоновском мире. Нет, она используется просто потому что у нас 10 пальцев на руках - чистая биология. Сами натуральные числа - это скорее всего тоже просто артефакт необходимой бытовой деятельности человека. Была бы бытовая деятельность другой - может быть и не возникли бы натуральные числа как первейшие.
При этом мы можем исследовать эти объекты с помощью формальных систем, но это не единственная возможность. Верно?
Я считаю, что да.
то что Вы понимаете в таком случае под "доказательством" и "полной строгостью"?
А много всего. Например, я считаю, что обычное доказательство на естественном языке может быть полностью строгим. Большинство доказательств, которые Вы можете встретить в учебниках и статьях - именно такие. Да, некоторые такие доказательства могут и не быть строгими. Но по-моему, это уже проблема больше социальная, чем математическая. Т.е. я считаю, что это проблема доказывающего, а не математики.
А как сформулировать доказательство без формальных систем?
Как текст, который доказывает некоторый факт. Доказывает
убеждает в истинности. Вы можете сказать, что "это же субъективно, одного убеждает, другого нет; где же объективные критерии?". И я соглашусь. Да, это субъективно. И да, на мой взгляд, в этом нет ничего страшного. Примеры есть даже в этой теме. Берете доказательство, например, того, что любое векторное пространство обладает базисом. Показываете одному человеку (например, мне) и я соглашаюсь, что это нормальное доказательство (т.к. я принимаю аксиому выбора). Показываете конструктивисту и он не соглашается с тем, что это нормальное доказательство. И вообще, с самим фактом не соглашается. Есть ли объективная истина? По-моему, нету. Истина зависит от тех средств в рассуждениях, которые Вы считаете законными. И я не вижу в этом проблемы. Вам может показаться, что здесь есть противоречие с тем, что я считаю, что континуум гипотеза однозначно верна или нет. Но мне кажется, что противоречия нету. Здесь во-первых, структура конкретная (
), а во-вторых, вопрос об однозначности должен ставится после того, как мы зафиксировали набор средств, которые мы считаем законными. Я
считаю (это просто мнение, а не какой-то установленный факт), что тех средств, которые я использую в процессе работы с множествами, достаточно, чтобы утверждать об однозначности ответа на континуум гипотезу. Просто я не считаю, что я использую средства, равные формальной
как теории первого порядка. Т.е. здесь опять субъективный момент: я считаю, что континуум гипотеза имеет однозначный ответ
для меня, т.е. в рамках той системы средств работы с множествами, которые принимаю я, а не кто-то другой. Для другого она может быть независимой от аксиом (если этот другой, например, работает исключительно в рамках формальной
)
Просто не надо заранее ставить вопрос так, чтобы единственным ответом на него была формализация. Типа: "как формально определить понятие доказательства, не используя при этом формальных систем". Ответ: никак. Формально и без формальных систем никак. Но формально и не надо.
И в исходном вопросе я имел в виду именно основы. Прошу прощения, что не уточнил это. Все же хотелось бы от Вас услышать: если не формальные системы, то что Вы порекомендуете для изучения именно в качестве основ математики?
Нет, ну основы - это совсем другое. Основы, наверное, это что-то типа действий с дробями, навыков умножения и деления столбиком и все духе школьной программы (не знаю, до какого класса; 5-6-7 наверное). Я считаю, что школьные учебники вполне подходят под это дело (главное, чтобы без фанатизма - я, например, их полностью никогда не читал). Но я не уверен, это ли Вы спрашивали. Если говорить не про "основы", а про базовые разделы "высшей" математики, то тут уже все очень сильно зависит от того, чем Вы хотите заниматься. Я для себя нашел ту математику, которая мне интересна. У Вас, наверняка, будет что-то другое. Соответственно и "базовые разделы" будут скорее всего разные. Мой совет - отталкивайтесь от интереса.
-- 06.05.2023, 15:26 --если не формальные системы, то что Вы порекомендуете для изучения именно в качестве основ математики?
Формальные системы в качестве основ точно не порекомендую