2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы, относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 ... 71  След.
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 08:20 


06/06/19
11
mtz, посмотрите М.И. Велера. Его "Энергоэволюционизм" -3-х томник, там масса примеров и именно из жизни.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 09:03 


21/02/20

738
slava_psk в сообщении #1505384 писал(а):
mtz, посмотрите М.И. Велера. Его "Энергоэволюционизм" -3-х томник, там масса примеров и именно из жизни.

С ним я разок вживую пересекался взастольи, потом сколько-то даже переписывался. Давно, когда он на пике был. Интересный мужик, яркий. Но, конечно, не настолько чтобы я в его писательские размышления погружался.
У таких людей характерная черта, говорят они правильные вещи и простым доступным языком. Но ничего полезного или нового они не говорят. Невозможно применить в жизни сказанное ими. Философы. Теоретики жизни.
Много полезнее наблюдать за молчаливыми поступками опытного практика жизни. Полезнее, в том числе, и для развития-формирования собственной личной философии (ответа на извечные, так сказать :-) ).
Такой я себе жизненный вывод сделал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 09:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9538
Москва
Вот обсуждаемый "медицинский" пример показывает прежде всего то, что человек, обуянный Концепцией, видит то, что желает видеть (что самая "чистая" работа в операционной как раз у медсестры, подающей стерилизованные инструменты и материал, он мог не видеть, но у зубного-то лечился?).
Когда-то я добрался до "Философии природы" Гегеля и даже кое-что выписал (под "оффтопик" не потому, что лишнее, а потому, что много)

(Оффтоп)

Так как имеется одна определенность — определенность силы, то мы, правда, получим то же самое действие материи, если заменим массу материальных частей скоростью или, обратно, скорость заменим массой (ибо материальное действие проявляется лишь в движении), однако идеальный фактор может замещать собой реальный фактор и обратно лишь частично, а не целиком. Пусть масса равняется 6 фунтам, а скорость равна 4, тогда сила равна 24; она будет равна 24 также в том случае, когда 8 фунтов движутся со скоростью 3 и т.д.

Что касается тел, в которых понятие тяжести свободно реализовано для себя, то они имеют определениями своей различной природы моменты своего понятия. Одним моментом является, следовательно, всеобщий центр абстрактного отношения с самим собой. Этому центру противостоит $непосредственная$, вне-себя-сущая, лишенная центра единичность, также проявляющаяся в качестве самостоятельной телесности. Но особенными телами являются те тела, которые находятся как в определении вне-себя-бытия, так и в определении в-себе-бытия, тела, которые представляют собой центры для себя и соотносятся с первым центром как с своим существенным единством.
Примечание. Планетарные тела, будучи непосредственно конкретными, являются наиболее совершенными в своем существовании. Обычно считают самым превосходным небесным телом Солнце, так как рассудок предпочитает абстрактное конкретному: ведь даже неподвижные звезды ставятся выше, чем тела солнечной системы. Лишенная центра телесность как принадлежащая сфере внешности обособляется в самой себе и распадается на двоякого рода противоположные тела — на лунообразные и кометообразные

Ньютоновская теория, согласно которой свет распространяется по прямым линиям, или теория волн, согласно которой свет распространяется волнообразно (в случае эйлеровского эфира или вибрации звука),—и та и другая теория являются материальными представлениями, которые ничего не дают для познания света.

Луна представляет собой безводный кристалл, который как бы стремится восполнить себя нашим морем, утолить жажду своей затверделости, и благодаря этому получаются приливы и отливы

Воздух, насильственно механически сжатый так, что он полагается как интенсивное начало, может дойти до того, что пространственная внеположность совершенно упраздняется. Это — одно из прекраснейших открытий. Опыт, доказывающий это, состоит, как известно, в следующем. Берут цилиндр, в котором свободно движется плотно вставленный поршень, и кладут под поршнем трут. Когда мы вдавливаем поршень в цилиндр, то сжимаемый воздух превращается в искру, зажигающую трут. Если трубочка прозрачна, то можно видеть возникновение искры. Здесь обнаруживается вся природа воздуха, в именно то, что он есть всеобщее, тождественное с собой, разрушительное.

Огонь есть дифферентно положенный воздух; единство, подвергшееся отрицанию, противоположность, но противоположность, которая также приводится к нейтральному состоянию. Нейтральное состояние, в котором огонь исчезает, потухший огонь, есть вода

Под землей ни одно способное к намагничиванию тело, не исключая магнитного железняка, еще не является магнитным, приобретая это свойство только по извлечении на поверхность земли; для появления различия и напряжения требуется, стало быть, движение света в атмосфере

Оба электричества нуждаются, таким образом, для своего существования в особом телесном индивидууме; другими словами, одно электрическое тело обладает только одним электричеством, которое, однако, сообщает противоположную наэлектризованность другому телу: и где имеется одно электричество, там сейчас же появляется и другое. Но одно и то же тело не определяется в самом себе как полярное, как мы это имели в магнетизме. Электричество, следовательно, так же как и магнетизм, имеет характер умозаключения

Разделение есть, во-первых, разложение нейтральной телесности на телесные составные части, а во-вторых, дифференцирование абстрактных физических стихий на четыре еще более абстрактных химических момента — азот, кислород, водород и углерод, которые совместно составляют тотальность понятия и определены согласно его моментам. Итак, мы имеем следующие химические элементы: 1) абстракцию безразличия — азот; 2) два члена противоположности: стихию для-себя-сущего различия — кислород, сжигающее, и стихию сопринадлежащего к противоположности безразличия — водород, горючее; 3) абстракцию индивидуальной стихии — углерод."

Кислота и едкая щелочь тождественны в себе, кислота в себе есть щелочь; и именно поэтому, она жаждет соединиться со щелочью, как и едкая щелочь с кислотой.

Ибо хотя подобно всему живому природа растения тоже партикуляризована, но в отличие от животного, у которого партикулярность такова, что субъективность как душа противополагается ей как всеобщее, у растения партикулярное совершенно непосредственно совпадает с его жизнью вообще. Оно наличествует не как состояние, от которого его внутренняя жизнь была бы отлична, но так, что качество пронизывает его всеобщую растительную природу целиком, между тем как в животном здесь есть различенность. Стало быть, у растения его члены обособлены только друг от друга, а не от целого; члены в свою очередь являются целыми как у мертвого организма, у которого они, сохраняясь на своих местах, остаются друг вне друга. И если растение все-таки полагает себя как другое самого себя, чтобы вечно идеализировать это противоречие, то это лишь формальное различение; полагаемое им как другое есть не подлинно другое, а тот же самый индивидуум как субъект

Основанием для этой точки зрения, мнящей себя философской, служат опыты, в которых растения, погруженные в воду и выставленные на свет, выделяют кислород, как будто это не в такой же мере и процесс взаимодействия с водой, как будто они не разлагают в то же время воздух, вбирая в себя кислород. Но дело вообще не доходит до такого химического бытия; ибо иначе oрганическая жизнь была бы уничтожена. При превращении воздуха в воду переход азота в водород никак не может быть объяснен с помощью химических теорий; ибо оба они — азот и водород — служат для воздуха неизменными веществами. Но опосредование совершается через кислород как отрицательную самость. На этом, однако, процесс не заканчивается: он возвращается обратно в углерод как p нечто твердое; и наоборот — растение разрешает эту точечность, переходя противоположным путем в воздух и воду. Растение поддерживает атмосферу в состоянии влажности, но в то же время оно всасывает воду из нее; все отрицательное вместе с тем и положительно.

В животном свет обрел сам себя, ибо животное задерживает свое отношение к другому; оно есть самость, сущая для самости,— существующее единство различенного, проходящее через то и другое. Поскольку растение стремится, подняться до для-себя-бытия, возникают два самостоятельных, не идеальных индивидуума: растение и почка; положенность этих двух воедино и есть животность. Животный организм есть, таким образом, это удвоение субъективности, существующее уже не в различенном виде, как у растения, а так, что только единство этого удвоения приобретает существование. Поэтому в животном существует подлинно субъективное единство, простая душа, бесконечность формы в самой себе, развернутая во внешности тела и связанная, далее, с неорганической природой, с внешним миром. Животная субъективность заключается именно в том, что в своей телесности и в своем соприкосновении с внешним миром она сохраняет сама себя, остается как всеобщее при самой себе. И поэтому жизнь животного, будучи этой высшей точкой природы, есть абсолютный идеализм, поскольку определенность своей телесности она имеет вместе с тем в совершенно текучем виде в самой себе, поскольку этот непосредственный факт телесности включается и включен в сферу субъективного.
Тяжесть, таким образом, здесь впервые подлинно преодолена; центр сделался наполненным центром, имея самого себя своим предметом и впервые став подлинным центром. В солнечной системе мы имеем солнце и члены, которые самостоятельны и соотнесены друг к другу лишь по пространству и времени, а не по своей физической природе.

Кровь как вращательное, мчащееся вокруг самого себя движение, это абсолютное в-самом-себе сотрясение, есть индивидуальная жизнь целого, в которой нет никаких различий: это есть животное время. Затем это вращательное движение раздваивается на кометный, или атмосферный, и на вулканический процесс. Легкое есть животный лист, который взаимодействует с атмосферой и порождает этот прерывающийся и восстанавливающийся выдыхательный и вдыхательный процесс. Печень же есть возвращение из кометной сферы в область для-себя-бытия, в сферу луны; она есть ищущее своего средоточия для-себя-бытие, жар для-себя-бытия, ярость против инобытия и его сжиганий. Легочный и печеночный процессы находятся в теснейшей связи: летучий процесс в легких смягчает жар печени, а процесс в печени оживляет процесс в легких. Легким грозит опасность перейти в печень, завязаться узлами и потом истребить самих себя, восприняв в себя жар для-себя-бытия


И ведь не Античность или Средневековье, XIX век...

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 10:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4641
Ага, про луну очень понравилось...

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 10:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10440
kry в сообщении #1505363 писал(а):
Оно [соблюдение законов] обеспечивается силой принуждения общества и такого общественного института как государство. Только я не понимаю, какое к нашему разговору это отношение имеет.

Наш разговор был о том, как право может быть основано на индивидуализме - том самом, который по Вашим словам единственно, что отвергает - это "прямое насилие". Поэтому было бы интересно посмотреть на систему права, в которой "сила принуждения общества и такого общественного института как государство" реализуется без прямого насилия.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 11:22 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1505305 писал(а):
Автора не волнуют доходы. Повторюсь: статья написана про конкретную взаимосвязь социальных ролей и профессионального положения, разделения труда, социальных интеракционистских связей.
Кстати, именно это и есть второй дефект статьи. То, что автор не исследует альтернативные гипотезы возникновения наблюдаемых им корреляций. "Correlation is not causation."

В любой сколь угодно сложной системе с обратными связями, а социум является именно такой системой, попытки анализировать непосредственные связи без их вычленения из всей системы, скорее всего, обречены на провал. В социологии сложно вычленить отдельные связи для постановки контролируемого эксперимента, это верно. Этот аспект работы социолога сложнее, чем у физика. Следовательно, и осторожность в умозаключениях ему требуется большая, а не наоборот.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 11:27 


16/09/12
7127
del

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 11:38 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1505396 писал(а):
Автор - социолог, а не экономист. Альтернативные гипотезы могут носить только социологический характер, так как работа - социологическая.
Вы считаете, что социологию можно отделить от экономики? А от математики?

-- 17.02.2021, 11:39 --

kry в сообщении #1505396 писал(а):
Вся суть интеракционизма как качественной методологии, что социальные связи анализируются именно без вычленения их из социальной системы в целом, а только в контексте системы социальных взаимодействий (интеракций). Так что главное социологам не говорите того, что говорите мне.

Я это кому угодно могу сказать. И любой, кто пытался разобраться в сложных устройствак по их внешнему поведению, это вам скажет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 11:45 


16/09/12
7127
del

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 11:56 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1505400 писал(а):
Социологию нужно отделить от экономики, если вы хотите в принципе заниматься социологией.
Ваше заявление очень сильно. Очевидно же, что экономические связи - это скелет социума. Социологи, на самом деле, игнорируют экономику?

kry в сообщении #1505400 писал(а):
Математика нужна социологии исключительно на методологическом уровне как набор полезных инструментов в количественной и смешанной методологии.
Но социологи, всё же, не игнорируют математические законы? Или у них своя собственная статистика?

kry в сообщении #1505400 писал(а):
Разумеется, можете, мой ответ был совсем не про это. Но когда скажете это и социологи в ответ начнут над вами издеваться - не говорите, что я не предупреждал, потому что за такое отношение к качественной методологии интеракционизма вас сожрут.

Интеракционизм ещё не стал "устаревшим"?

На самом деле, я обсуждаю одну конкретную статью, на которую наткнулся и прочитал по вашей наводке (хоть вы подразумевали и нечто иное). Возможно, нельзя её экстраполировать на всю социологию. Чем мы сейчас оба занимаемся. Но если она, на самом деле, типичный представитель социологической литературы, считающейся академической - то я не скажу, что я разочарован, но она подтверждает мои худшие опасения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 12:19 


16/09/12
7127
del

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 12:32 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1505403 писал(а):
А вы, извините за прямоту, даже социологическую статью прочитали вне социологического контекста.
Видимо, социологический контекст подразумевает не только отрыв от экономики, но и свою собственную логику. Потому что не обязательно быть специалистом в какой-либо области чтобы видеть ложные аргументы в статьях. Ложные в соответствии с привычной нам логикой, разумеется, а не социологической.

Ещё один момент в этой статье, который меня позабавил - автор серьёзно аргументирует к созвучию двух терминов. Английских, разумеется, переводчику на русский потребовалось разъяснять в сноске, какие именно английские слова были в исходном тексте, так как в русском переводе термины совершенно не похожи.

И, кстати, я не изучал религиозную литературу, но наукой религию не считаю, несмотря даже на огромное количество священнослужителей вокруг, считающих, что они занимаются очень важным делом.

Замечу при этом всём, что статья была про профессии, а "профессия", в значительной степени, именно экономическая категория. Профессии - это то, чем люди зарабатывают на жизнь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 12:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10440
kry в сообщении #1505396 писал(а):
Оно основано на индивидуализме на уровне правовых ценностей. Или Вы не слышали никогда про концепцию прав человека?

Слышал, и про либерализм слышал. И ни в коем случае не отрицаю индивидуальные ценности. Но всё же считаю, что на них одних нельзя построить ни систему права, ни понятие о справедливости. Потому что необходимость в праве возникает только когда возникает вопрос регулирования отношений между индивидуумами, А это не та вещь, которая может быть понята с позиций индивидуализма.

Простой пример: Группа детей ворвалась на кухню и видит на столе конфету. С позиций индивидуализма: Кто первый схватил, тот и съест. Если попытаются отнять, то это уже "прямое насилие" (хотя, в общем-то, почему бы и нет?). Никакими понятиями о справедливости тут и не пахнет. А вот если детей научить, что нужно делиться, т.е. конфету нужно разделить на всех поровну, то это уже - некая концепция справедливости.

kry в сообщении #1505396 писал(а):
Для этого Вам бы сперва пришлось прочитать Герберта Харта "The Concept of Law" и понять, что я подразумеваю под отсутствием прямого насилия.

Предпочитаю подразумевать под "прямым насилием" прямое насилие. Т.е. когда государство лишает кого-то свободы или, скажем, конфискует имущество, то оно именно применяет прямое насилие. Разумеется, в отношениях между гражданами (т.е. без санкции соответствующих государственных органов) оно, вроде как, не допускается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 13:16 


27/08/16
9426
Если отбросить в обсуждаемой статье Хьюза воду и ложную аргументацию, в сухом остатке остаётся только попытка ввести в оборот термин "социальная роль", пусть и проиллюстрировав его некорректными примерами. Если проигнорировать ошибочные рассуждения про "грязь", на которой автор почему-то акцентирован, некорректный пример сводится к вполне понятному утверждению, что профессии являются примерами социальных ролей. Именно в этом введении нового термина и состоит вклад данной статьи в социологию?

-- 17.02.2021, 13:48 --

Напомню цитату из Фейнмана:

Цитата:
На конференции был один социолог, который написал работу, чтобы ее прочитали все мы – он написал ее предварительно. Я начал читать эту дьявольщину, и мои глаза просто полезли из орбит: я ни черта не мог в ней понять! Я подумал, что причина в том, что я не прочел ни одной книги из предложенного списка. Меня не отпускало это неприятное ощущение “своей неадекватности”, до тех пор пока я, наконец, не сказал себе: “Я остановлюсь и прочитаю одно предложение медленно, чтобы понять, что, черт возьми, оно значит”. Итак, я остановился – наугад – и прочитал следующее предложение очень внимательно. Я сейчас не помню его точно, но это было что-то вроде: “Индивидуальный член социального общества часто получает информацию чрез визуальные, символические каналы”. Я долго с ним мучился, но все-таки перевел. Знаете что это означает? “Люди читают”. Затем я перешел к следующему предложению и понял, что его я тоже могу перевести. Потом же это превратилось в пустое занятие: “Иногда люди читают; иногда люди слушают радио”, – и т.д. Но все это было написано так замысловато, что сначала я даже не понял, но, когда, наконец, расшифровал, оказалось, что это полная бессмыслица.


Мне вот тоже кажется, что было бы здорово, если бы кто-либо перевёл эту всю псевдонаучную белиберду на нормальный человеческий язык. Правда, вряд-ли кто-либо захочет на это тратить своё время.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое философия
Сообщение17.02.2021, 14:54 


16/09/12
7127
del

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1063 ]  На страницу Пред.  1 ... 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 ... 71  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group