2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 02:38 
Аватара пользователя


16/03/17
475
Было бы интересно обсудить следующие вопросы, главным образом в отношении математики и физики:
1) Каким должен быть “идеальный учебник”?
2) Какие учебники наиболее близки к таковым?

Я погуглил, что пишут по поводу п.1 и нашел, например, такие ссылки: https://cyberleninka.ru/article/n/otsen ... ury/viewer и http://www.dslib.net/dokument-informaci ... lskoj.html Пытался понять, что там написано, но все что приходило в голову это цитата из Фейнмана:

Ричард Фейнман в http://lib.ru/ANEKDOTY/FEINMAN/feinman.txt_with-big-pictures.html писал(а):
Итак, я остановился - наугад - и прочитал следующее предложение очень внимательно. Я сейчас не помню его точно, но это было что-то вроде: "Индивидуальный член социального общества часто получает информацию через визуальные, символические каналы". Я долго с ним мучился, но все-таки перевел. Знаете что это означает? "Люди читают".


В общем, поиск мне не помог, поэтому приведу свою точку зрения (субъективную, неполную, не претендующую и т.д.). Предупреждая вопросы, заранее поясню, что
- Я не писал учебники и не читал лекции.
- Закончил физфак (теоретическая физика), но не занимался профессионально ни физикой, ни математикой.
- Интерес к этой теме и в целом к этому форуму вызван тем, что я до сих пор считаю математику и физику самыми интересными вещами в жизни, и в свободное время стараюсь вспоминать их или изучать что-то новое.

По этим причинам, вероятность того, что уровень содержательности и небанальности описанного мной выходит за пределы моего кругозора ниже того, что это не так. Тем не менее, возможно, кто-то сочтет это интересным и поделится своим мнением и примерами, за что я буду благодарен.

1) Каким должен быть “идеальный учебник”?

Начать стоит с того, что идеальных учебников нет и быть не может :) Поэтому выше это выражение и берется в кавычки. Причин много, например
- У всех, кто изучает данный предмет есть свои цели, способности, обстоятельства, количество выделяемого времени и т.д.
- Любой учебник несет отпечаток личности и интересов его авторов.
- На каждый предмет можно смотреть с разных точек зрения, и все эти точки зрения могут быть по своему интересны и полезны.
- Любой раздел науки развивается со временем: появляются более понятные и простые объяснения, устанавливаются новые связи и приложения и т.д. Поэтому через какое-то время каждый учебник, хотя бы и частично, но устаревает.

Тем не менее, некоторые объективные признаки качества и полезности учебников, видимо, есть. Каковы они и что может улучшить это качество?

Сначала стоит определиться с тем, что именно понимается под “качеством учебника”. Здесь может быть много факторов, предложу такие:
1. "Корректность”: отсутствие грубых ошибок и некорректных доказательств.
2. “Общий научный уровень”: профессиональное изложение; это сложнее формально определить, но этот фактор, как и первый, мы далее не рассматриваем.
3. “Полнота”: включение наиболее важных и полезных понятий из темы заявленной в названии и содержании.
4. “Усваиваемость”: возможность для целевой аудитории учебника изучить и понять его в разумные сроки, т.е. нечто, что обычно называется “понятностью” и “прозрачностью” изложения.
5. “Интересность”: захватывающее изложение, повышение мотивации, развитие интереса к данному предмету и к данному разделу науки в целом.
6. “Практичность”: связность материала учебника с другими актуальными разделами, включая способность с пользой применять усвоенные понятия для дальнейшего обучения.
7. “Независимость”: способность усваивать материал при самостоятельном изучении.

Как оценивать и улучшать "Корректность” и “Общий научный уровень” обсуждать особого смысла не имеет. Или автор знает свой предмет, а значит может излагать его, как минимум, корректно и профессионально, или нет. Но как улучшать остальные пункты с точки зрения читателя? Перечислю то, что, как мне кажется, улучшило бы для них некоторые учебники.

Общие факторы
1. Изложение должно быть достаточно замкнутым. Конечно, у любого учебника будут пререквизиты. Но часто полезно, когда (если это не приводит к чрезмерному разрастанию объема книги и потере фокуса):
- Есть вступительные главы с кратким изложением пререквизитов.
- Новые понятия определяются.
- Теоремы доказываются.
и т.д.

2. Явно обозначается какие разделы, понятия и теоремы являются принципиальными для данного курса, а какие можно пропустить при первом чтении. Последнее может зависеть от интересов читателя, что в этом случае стоит оговорить и предложить разные варианты “важности” и “неважности” в рамках данного учебника и целей читателя.

3. Присутствует схема зависимости глав.

4. В списке рекомендованной литературы даются краткие пояснения чем именно каждый из других рекомендуемых учебников (пособий, задачников и т.д.) может быть интересен и полезен как дополнение к данному учебнику. Это особенно редко встречается. Возможно, из-за профессионального этикета авторы учебников стараются не высказывать мнения о других учебниках. Но всегда когда я это встречал - это было и интересно, и полезно.

5. Есть не просто отдельный учебник, а курс учебников от данной группы авторов, объединенные общими определениями, подходом и логикой изложения. Это редкий случай, вне зависимости от всех других факторов, поэтому его лучше не учитывать.

Введение новых понятий
1. Понятия не просто определяются (непонятно зачем и почему именно так), а приводится достаточно много мотивировок, объясняющих для чего это полезно, логично или просто интересно. При этом часто полезно, когда определение сначала неформальное, а после некоего обсуждения, когда читатель уже психологически привык, что сейчас будет что-то полезное, приводится уже полная и строгая формулировка.

2. Обсуждается почему определение именно такое и что изменится если что-то в нем поменять или обобщить. Например, если вводится понятие группы, то как будет называться это объект если убрать наличие единичного элемента (т.е. совсем нет понятия обратных элементов), и как он будет называться если единичный элемент есть, но убрать наличие обратного для каждого элемента (т.е. обратные есть, но не всегда). Для векторных пространств - сказать хотя бы пару слов о модулях над кольцами и привести пример абелевой группы. Для электромагнитного поля с абелевой калибровочной группой - сказать, что бывают и неабелевы калибровочные поля.

Не обязательно при этом углубляться в свойства объектов, которые определяются иначе или более общим образом. Но всегда что-то становится понятнее и интереснее, если посмотреть на это чуть сверху. Также это будет стимулировать продолжать изучение, поскольку впереди будут еще более интересные объекты.

3. Приводятся примеры как новое понятие проявляет себя в разных ситуациях. Для тех же групп – много примеров разных групп: группа преобразований (заодно можно сказать, что это универсальный пример группы), группа перестановок, целые числа по сложению и т.д.

4. С какими другими понятиями в математике это связано и в чем проявляется эта связь. Это можно рассказывать не сразу, а чуть позже, когда читатель лучше освоится с новым понятием. Но совсем пропускать это плохо, иначе у него не будет устанавливаться достаточно количества ассоциативных связей.

5. Для математических понятий также полезными будут примеры их проявления в физике или в целом в реальном мире вокруг нас. Например, снова на примере групп, рассказать про симметрии объектов вокруг нас. Для классов вычетов - напомнить про четные/нечетные числа, часы, дни недели и месяцы. И даже для простых множеств можно приводить много интересных практических иллюстраций для отношений эквивалентности и фактор множеств.

6. Как это понятие возникло исторически, кто его ввел, почему, какие были ранние версии этого понятия. Это опционально, не всегда имеет смысл углубляться в историю, но иногда может быть полезно.

Аналогично всему этому, для изучения новых слов в иностранном языке очень полезно не просто пытаться запомнить определения, но также понимать
- Как это слово употребляется в предложениях.
- Какие у него могут быть оттенки, синонимы и антонимы.
- Как оно может меняться в комбинации с каким-то приставками или другими словами.
- (опционально) Как это слово появилось исторически.

В математике, помимо всего этого, есть очень большие плюсы в том, что для новых понятий есть не только определения и примеры, но также теоремы и задачи, которые позволяют усваивать их значительно лучше. Но это в следующих пунктах.

Теоремы и доказательства
1. Аналогично как и при введении новых понятий, для теорем тоже полезно объяснять:
- Мотивировки.
- Что изменится если поменять какие-то из условий в теореме. Например, что именно в условии наиболее существенно. При каких более мягких условиях может быть верно более мягкое условие теоремы (и наоборот). Для более продвинутых читателей, каким будет аналог этого утверждения в других категориях.

2. Доказательства должны быть строгими и аккуратными, но без увлечения “точными расчетами эпсилон” и подобными вещами, которые или вообще не играют роли, или и так очевидны. Этот пункт довольно сложно определить формально, но часто бывает что доказательство искусственно удлиняется до таких размеров, что становится запутанным и непонятным.

3. В теоремах (особенно достаточно длинных и сложных, но ИМХО вообще в любых) полезно начинать с того, в чем основная идея того, почему это верно. Это то, что останется после того, как все детали забудутся или когда они вообще не особо важны. И это то, что будет создавать ассоциативные связи в мозгу с другими понятиями и теоремами. Конечно, это не исключает того, что читатель должен стараться догадаться до основной идеи еще до прочтения доказательства.

4. Всегда приводить несколько разных доказательств теоремы, когда они существуют. Например, некоторые доказательства могут быть короче и требовать меньше пререквизитов, но при этом не помогают понять “почему” это верно. А именно это “почему” и есть самое важное. Как для того, чтобы потом помнить как это доказывается, так, что еще важнее, для связей этой теоремы и метода доказательства с другими понятиями и доказательствами.

Задачи
1. Конечно, есть и всегда будут нужны задачники, но полезно включать значительный набор задач и в сами учебники. Иногда это делается, но, к сожалению, не всегда к задачам есть решения. А последнее очень важно, особенно при самостоятельном изучении.

2. Отсутствие решений к задачам может быть особенно затруднительным в тех случаях, когда в дальнейшем изложении в учебнике какие-то из задач являются основой для последующих понятий и теорем.

Иллюстрации и общее оформление
1. Речь идет не (только) о картинках или фигурах (они тоже полезны, но не всегда уместны), а (также) о добавлении графических деталей к текстовому и формальному изложению. Вне зависимости от того нравится ли больше читателю “алгебра”, “геометрия” или “анализ” мышление всегда образное. Примерами помогающими лучше представить и освоить новые понятия могут быть блок-схемы, коммутативные диаграммы, кружки множеств, стрелки между множествами и т.д.

2. К этому же относятся иллюстрации зависимости между понятиями и теоремами. Мне всегда казалось странным, почему в учебниках обычно пренебрегают возможностями иллюстративно показать какие логические элементы используются в новых понятиях, где еще они использовались, какими идеями связаны теоремы и т.д.

Помню, что когда учил алгебру и матанализ, то сначала все доказательства были очень простыми, поскольку известных для читателя к тому моменту изложения фактов и идей было очень мало. В алгебре сначала были только ассоциативность, наличие обратного элемента, линейность и простые факты из теории чисел типа деления с остатком. В матанализе - факты типа наличия точной грани у ограниченного непустого множества. Со временем количество фактов (т.е. доказанных к тому времени теорем) становилось больше. Но на любой стадии было полезно выявлять для себя какие основные понятия и факты здесь используются, и благодаря этому логичнее подниматься по лестнице новых понятий и доказательств.

3. Общее оформление также играет немалую роль. Сложно читать тексты, которые выглядят однообразно в виде набора параграфов и их номеров. Есть много способов форматирования, которые делают текст приятнее и понятнее для читателя: таблицы, колонки, выноски, размер шрифта и т.д.

Возражения
Это все не только было субъективно, но я и сам здесь вижу ряд проблем. Поэтому приведу некоторые возможные возражения и ответы.

- Учебники обычно предназначены в качестве вспомогательных пособий к лекциям и семинарам. Ответы на вопросы, неформальные объяснения, мотивации, дополнительные примеры и прочее можно получать от последних.
- Разумеется так было бы лучше. Но далеко не у всех есть возможность сочетать учебники с лекциями, семинарами и общением с наставниками и единомышленниками.

- Нужно давать читателям возможность самим открывать главные идеи. Так они будут лучше усваиваться, аналогично тому как лучше запоминаешь дорогу в новом городе если идешь по ней сам, а не за кем-то.
- В идеале - несомненно. Но это все же подразумевает наличие наставников (“путеводителей”), с которыми можно будет советоваться если заблудишься. Кроме того, всегда можно пройти по той же дороге еще раз, но уже более сознательно и продуманно, восстанавливая ее в воображении самому и не перечитывая карту.

- Ученики должны есть твердую пищу и пережевывать ее сами. Так она будет усваиваться лучше, чем разжеванная каша.
- И здесь тоже, в идеальном мире - да. Но, опять же, 1) далеко не у всех есть возможность спрашивать вопросы у преподавателей и советоваться с сокурсниками, 2) ничего не мешает стараться все сначала доказывать и решать самим, и только потом читать пять разных способов доказательств и решения задач, и 3) не всегда все можно усвоить сразу, повторение - мать учения.

- Если следовать всем этим рекомендациям, учебники будут разрастаться до нечитаемых и скучных размеров.
- Это, наверное, самый сильный аргумент. Могу ответить только то, что хорошие толстые и подробные учебники (но конечно, толстые и подробные в меру) обычно читаются и понимаются быстрее тонких и лаконичных. Бывают и исключения, как и из всех правил. Например, этот пост уже могло стать скучно читать к данному моменту :) Но в целом, все это не обязательно требует значительного увеличения размеров учебников. Часто наоборот, лаконичность бывает понятнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 02:55 


05/09/16
11547
Тут ещё такая штука как то, что математика и физика обычно заходят в ту же голову параллельно, и в физике потребность в тех же производных и интегралах возникает немедленно: мгновенная скорость, ускорение и пройденный путь, а в матанализе до интегралов добираются очень нескоро. Munin как-то составлял нестыковки.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 02:57 
Аватара пользователя


16/03/17
475
Теперь 2) Какие учебники имеют (хотя бы некоторые из) качества идеального учебника.
Это еще более субъективно чем п.1. Также это отягощается ограниченным количеством учебников, которые я изучал. А значит, особенно в отношении математики, ограничивается весьма элементарным уровнем.

В качестве очередного дисклеймера: я не пытаюсь перечислить все интересные и полезные учебники, которые я помню. Таковых было намного больше, чем очень ограниченный список ниже. Перечислил только некоторые из тех, которые мне особенно понравились и запомнились (а значит перечислил учебники с учетом критериев названных выше, поскольку эти критерии формировались, в том числе, под влиянием этих учебников). К сожалению, не все из них я прочитал полностью, но тем не менее включил все, в которых было видно то, что мне кажется делает их близкими к “идеальным”.

Наконец, не хотел продолжать писать слишком много, поэтому включил немного примеров. Более полных списков и обсуждений на этом форуме более чем достаточно. Буду благодарен за рекомендации и комментарии по другим учебникам, которые вы считаете нужно включить в этот список.

Также уточню, что в силу субъективности и схематичности пп.1 и 2, они мне кажутся достаточно независимыми друг от друга. Кто-то может не согласиться с факторами перечисленным в п.1 выше, а кто-то с учебниками из п.2 перечисленными ниже, и эти множества могут сильно не пересекаться. В любом случае, мне были бы интересны отзывы по каждому из этих пунктов.

МАТЕМАТИКА
Школьный уровень
Гельфанд, Шень “Алгебра”
- Практически все, что нужно знать об алгебре из школы, но изложенное лаконичнее и интереснее.

Гельфанд, Глаголева, Кириллов “Метод координат”
Гельфанд, Шноль ”Функции и графики”
- Аналогично пункту выше, но в отношении функций из школы.

Алгебра, теория чисел
Александров “Введение в теорию групп”
- Очень элементарное, но строгое изложение.
- Хорошо подобран набор основных понятий.
- Много геометрических примеров.

Калужнин “Введение в общую алгебру”
- Хорошие вступительные главы по элементами теории множеств и математической логики.
- Приятное сочетания абстрактности изложения с понятностью.

Нестеренко “Теория чисел”
- Достаточно современный учебник, но при этом элементарное и прозрачное изложение.

Стренг “Линейная алгебра и ее применения”
- Неспешное и благожелательное к читателю изложение.
- Очень много мотивировок и примеров.

Гельфанд “Лекции по линейной алгебре”
- Классический учебник, который не стоит пропускать при изучении линейной алгебры.

Кострикин, Манин “Линейная алгебра и геометрия”
- Более современный уровень, но некоторые вещи могу быть недостаточно понятны. В этом случае см. два учебника выше.
- Но даже в последнем случае понять тензорное произведение без теории категорий может быть довольно сложно.

Теория категорий
Lawvere, Schanuel “Conceptual Mathematics. A First Introduction to Categories”
Lawvere, Rosebrugh “Sets for Mathematics”
- Примеры того, когда до некоторого уровня все кажется понятным даже без каких-либо пререквизитов, однако без оных это достаточно быстро становится бесполезным и поэтому в итоге непонятным. Поэтому - однозначно да (например, лучших элементарных объяснений что такое произведение и копроизведение в категориях, как и в целом понятия “универсального свойства”, я нигде не встречал), но после “более стандартных” теории множеств и алгебры, а не до них, как пытаются позиционировать себя эти учебники.

Анализ
Зельдович, Яглом “Высшая математика для начинающих физиков и техников”
- Много хороших объяснений и мотивировок.
- “Смысл” ставится перед формальностью и строгостью. Это редко удается и далеко не всегда уместно (я как раз люблю формальность и строгость), что делает эту книгу особенно удачным примером, когда это удалось хорошо.
- Много примеров и приложений к физике.

Фихтенгольц “Курс дифференциального и интегрального исчисления, т.1-3
- Одно из наибольших совпадений по количеству критериев с идеальным учебников (подробное изложение, примеры, приложения к геометрии и физике и т.д.). Но больше в отношении т.1, поскольку для дальнейшего есть

Зорич “Математический анализ”, т.1-2
- Современная версия Фихтенгольца. Все плюсы из последнего, но на современном языке и в более общем виде.

Хинчин “Восемь лекций по математическому анализу”
- Мини-шедевр. Не претендует на полноту, но некоторые очень важные идеи в анализе хорошо объясняет и помогает их лучше понять.

Функциональный анализ и теория меры
Колмогоров, Фомин “Элементы теории функций и функционального анализа”
Натансон “Теория функций вещественной переменной”
- Редкие примеры учебников достаточно высокого уровня в которых понятно абсолютно все, и при этом не за счет снижения строгости и полноты изложения.
- Что еще более важно, примеры учебников, который просто очень интересно читать.

Дифференциальные уравнения
Арнольд “Обыкновенные дифференциальные уравнения”
- Не может быть единственным учебником по дифференциальным уравнением (и даже первым), но только после него понимаешь о чем это все было.

Комплексный анализ
Сидоров, Федорюк, Шабунин “Лекции по теории функций комплексного переменного”
- Есть много учебников по комплексному анализу, но в свое время этот мне показался наиболее наглядным и понятным.

ФИЗИКА
Классическая механика
Ландау, Лифшиц “Теоретическая физика, т.1 - Механика”
Медведев “Начала теоретической физика - Механика. Теория поля. Элементы квантовой механики”
- Именно в таком сочетании. С точки зрения комбинации обширности и лаконичности Ландау-Лившиц до сих пор без конкурентов, но Медведев часто помогает понять о чем собственно идет речь.

Классическая теория поля
Ландау, Лифшиц “Теоретическая физика, т.2”
Медведев “Начала теоретической физика - Механика. Теория поля. Элементы квантовой механики”
- Аналогично пункту выше.

Квантовая механика
Блохинцев “Основы квантовой механики”
- Далеко не самый современный, но один из самых подробных, “спокойных” и понятных учебников по КМ.

Фейнман, Хибс “Квантовая механика и интегралы по траекториям”
- Здесь можно повторить описание учебника Арнольда по дифференциальным уравнениям. Не может быть единственным учебником по КМ (и даже первым), но только после него понимаешь о чем это все было.

Квантовая теория поля
Зи “Квантовая теория поля в двух словах”
- Весьма уникальный случай среди учебников по КТП. Например, в том что объясняет как появляются диаграммы Фейнмана и перенормировки еще до введения кучи абстракций связанных с квантовыми полями. Мотивировок и стимулов для изучения в ней более чем достаточно.

Боголюбов, Ширков “Введение в теорию квантованных полей”
- Физический аналог Калужнина, Зорича и Колмогорова-Фомина. Подробное, строгое и достаточно абстрактное изложение, но при этом исключительно прозрачное и понятное.
- Недавно появилась книга Степаньянца “Классическая теория поля”, которая как мне кажется была бы полезна в сочетании с БШ, но глубоко ее не изучал. Слово “классическая” здесь не должно путать, она намного ближе к квантовому БШ, чем к теории поля ЛЛ.

Славнов, Фаддеев “Введение в квантовую теорию калибровочных полей”
- А это скорее аналог лаконичных “Основ математического анализа” Рудина. Это является одним из достоинств Славнова-Фаддеева, но если читать его в качестве самообразования, то будет необходимо пользоваться и другими учебниками.

БИОГРАФИИ И ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Это не относится к учебникам, и в целом я не очень хорошо отношусь к популярной литературе и редко читаю биографии. Но бывают исключения, которые пусть не по букве, но по духу хорошо относятся к этому списку.
Френкель “Любовь и математика. Сердце скрытой реальности”
Улам “Приключения математика”
- Интересно и вдохновляюще для тех, кому нравится математика.

Фейнман “Характер физических законов”
Фейнман “КЭД — странная теория света и вещества”
- Интересно и вдохновляюще для тех, кому нравится физика :)

-- 22.12.2020, 16:23 --

wrest в сообщении #1497538 писал(а):
Тут ещё такая штука как то, что математика и физика обычно заходят в ту же голову параллельно, и в физике потребность в тех же производных и интегралах возникает немедленно: мгновенная скорость, ускорение и пройденный путь, а в матанализе до интегралов добираются очень нескоро. Munin как-то составлял нестыковки.

Конечно, а еще можно добавить достаточно срочную необходимость в физике линейной алгебры, дифференциальных уравнений и дифференциальной геометрии (из-за чего, например, на физфаках часто просто опускают курсы теории групп, колец и чисел, а дифференциальные уравнения и дифференциальную геометрию преподают на достаточно поверхностном уровне).

С одной стороны, это больше относится к порядку лекций и учебных планов. Но с другой стороны, это влияет и на качество учебников по математике для физиков, поскольку в них приходится все излагать достаточно сжато и с минимумом пререквизитов.

Это несколько другая тема, но все что я могу сказать по этому поводу это то, что, будущие теоретические физики должны или начинать учить нужную математику еще в школе (по нормальным учебникам), или быть готовыми нагонять ее самостоятельно в вузах (не просто следуя официальным учебным планам), или быть такими как Гейзенберг, Дирак, Ландау и Ферми, которые умели упрощать сложные математические понятия до физического уровня сложности и при этом не делать ошибок. Но с этим, я уверен, многие не согласятся, и спорить в ответ я не буду.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 05:32 
Заслуженный участник


02/08/11
6894
Что касается общей темы, то я как-то привык, что "учебником" книга достойна называться только если её читать и понимать тяжело. Именно такие книги обычно являются рекомендованной литературой в вузе. Если же читать легко и весело — это уже не учебник, это полупопулярная литература. С этой точки зрения ЛЛ — учебник, а ФЛФ — нет.

И кое-что по поводу конкретного списка.

1. Ландау, Лифшиц т. 2

К первой половине (электродинамика) претензий в общем нет. Вторая же половина (ОТО) считается неудачной и очень сильно устаревшей как по подбору материала, так и по используемым подходам. Даже к корректности есть претензии — в части интегрирования псевдотензора энергии-импульса.

2. Зи КТП в двух словах.

Да, замечательная книга, но всё-таки не в качестве учебника. Подход, положенный в основу, специфический, многое остаётся неясным, непоследовательным. Считаю, что "Quantum Field Theory for the Gifted Amateur" в этом отношении лучше. Правда, до учебника в смысле как я писал выше, вероятно, не дотягивает.

3. Учебник Блохинцева

С современной точки зрения, когда мы знаем, что частицы — это кванты поля, подход Блохинцева (дуализм волна — частица) выглядит по меньшей мере странно. Я бы не отнёс его к хорошим учебникам.

Ещё у вас там нет очень важного раздела физики: статистическая физика. Я считаю, что в качестве базы здесь нужен тандем из "Статистической термодинамики" Киттеля и "Статистической механики" Хуанга. Оба учебника весьма внятно и чётко излагают основы и дополняют друг друга по содержанию. Но, конечно, идеальный учебник статистической физики ещё не написан.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 13:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
warlock66613 в сообщении #1497543 писал(а):
"учебником" книга достойна называться только если её читать и понимать тяжело. Именно такие книги обычно являются рекомендованной литературой в вузе. Если же читать легко и весело — это уже не учебник, это полупопулярная литература. С этой точки зрения ЛЛ — учебник, а ФЛФ — нет.

Интересно, а почему вы так считаете? Читая ФЛФ, ведь тоже можно научиться чему-то?

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 14:36 
Аватара пользователя


16/03/17
475
warlock66613 в сообщении #1497543 писал(а):
Что касается общей темы, то я как-то привык, что "учебником" книга достойна называться только если её читать и понимать тяжело. Именно такие книги обычно являются рекомендованной литературой в вузе. Если же читать легко и весело — это уже не учебник, это полупопулярная литература.

Тогда получается, что чем сложнее и запутаннее книга, тем более она достойна называться учебником? Мне это не кажется логичным. Вполне может быть глубина и строгость, но при этом читать и понимать учебник проще, чем нечто более поверхностное или даже полупопулярное.

Например, мне учебники по теоретической физике всегда были понятнее, чем по общей физике. Последняя была больше похожа на сборник рецептов с эмпирическими формулами без доказательств. Такое, мне лично, всегда было сложнее понимать несмотря на всю простоту изложения. Смысл же не просто прочитать и понять слова, но и понять что это и почему это так. (ФЛФ здесь были редким исключением, поскольку Фейнман как раз старался объяснять, и у него это хорошо получалось).

И стоит тогда определить что вообще должно называться "учебником для данного читателя"? То, что он должен изучить, чтобы подготовиться к экзаменам в своем вузе? По этому определению, все что не указано в списке рекомендованной литературы в этом вузе учебниками для него не является. Но это тоже несколько странно.

warlock66613 в сообщении #1497543 писал(а):
С этой точки зрения ЛЛ — учебник, а ФЛФ — нет.

Для подготовки к экзаменам на физфаке ФЛФ может и не подходит, но очень многим эти лекции помогли что-то понять, стимулировать интерес к физике, мотивировать изучать более продвинутые пособия. Поэтому я бы не отказывал им в таком звании.

Аналогичные комментарии по поводу Зи и Блохинцева. Как единственные пособия они, конечно, не подходят, но как начальные или вспомогательные, мне кажется, вполне удачны. Но это дело вкуса.

warlock66613 в сообщении #1497543 писал(а):
Ещё у вас там нет очень важного раздела физики: статистическая физика. Я считаю, что в качестве базы здесь нужен тандем из "Статистической термодинамики" Киттеля и "Статистической механики" Хуанга. Оба учебника весьма внятно и чётко излагают основы и дополняют друг друга по содержанию. Но, конечно, идеальный учебник статистической физики ещё не написан.

Я не включил статистическую физику, поскольку не смог бы назвать в ней учебник, который мне достаточно понравился (в свое время мы учились по Квасникову). Спасибо за рекомендации!

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 17:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
Odysseus в сообщении #1497574 писал(а):
Я не включил статистическую физику, поскольку не смог бы назвать в ней учебник, который мне достаточно понравился (в свое время мы учились по Квасникову).

Может быть, Ф. М. Куни?

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение23.12.2020, 17:54 
Заслуженный участник


02/08/11
6894
StaticZero в сообщении #1497582 писал(а):
Может быть, Ф. М. Куни?
Да, очень хороший учебник. Уровень сложности выше, чем у тех, что я выше называл, но и охват тем и подробностей выше. И даже мои любимые операторы Цванцига есть в явном виде.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение24.12.2020, 09:04 
Аватара пользователя


15/11/06
2689
Москва Первомайская
В свое время сильно критиковался - как вреднейший - учебник академика Зельдовича "Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике". И как бы в ответ академик Понтрягин написал серию небольших книжек, намереваясь показать, как нужно знакомить с высшей математикой начинающих. Эти книжки у меня есть, и я их даже прочитал, но не могу сказать, что это супер что такое, в воспоминаниях практически ничего не осталось. Кстати, книга Зельдовича у меня была и я даже пытался ее читать, но потом отнес в букинистический магазин. Несмотря ни на что, в 2016 году вышло 7-е издание этой книги, стереотипное.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение24.12.2020, 20:24 
Заслуженный участник


02/08/11
6894
StaticZero в сообщении #1497568 писал(а):
Интересно, а почему вы так считаете? Читая ФЛФ, ведь тоже можно научиться чему-то?
Потому что настоящая учёба — не для всех. И настоящие учебники поэтому тоже. И чем шире круг тех, кто учебник может понять, тем значит это менее настоящий учебник.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение24.12.2020, 20:56 
Аватара пользователя


16/03/17
475
warlock66613 в сообщении #1497698 писал(а):
Потому что настоящая учёба — не для всех. И настоящие учебники поэтому тоже.

Ну это как бы аксиома. Все достаточно сложное в этом мире не для всех.

warlock66613 в сообщении #1497698 писал(а):
И чем шире круг тех, кто учебник может понять, тем значит это менее настоящий учебник.

Но как из нее следует этот вывод - непонятно. Если нечто не для всех, то почему нужно специально сокращать количество тех, для кого это может быть доступно и которые могут в этом преуспеть? Если начиная со школы все учебники делать максимально сложными и непонятными, то количество тех, кто заинтересуется наукой будет намного меньше.

И еще из вашего вывода следует, что самый настоящий учебник это тот, который не понимает вообще никто, включая его автора :)

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение25.12.2020, 17:35 
Заслуженный участник


18/01/15
3105
warlock66613 в сообщении #1497698 писал(а):
Потому что настоящая учёба — не для всех. И настоящие учебники поэтому тоже. И чем шире круг тех, кто учебник может понять, тем значит это менее настоящий учебник.
Весьма спорная мысль. Лично я уверен, что хороший школьный учебник по математике базового уровня может понять всякий, у кого нет врожденных дефектов в голове (думаю еще, что люди с такого типа дефектами составляют процентов 20 популяции от силы. Впрочем, цифра с потолка. Скорее даже и меньше.). Ну и желание конечно необходимо, да.

А насчет "чем шире круг..." --- еще худшее заблуждение. Мой опыт говорит, что причина непонимания учебника весьма часто может быть именно в том, что учебник плохой, а не в том, что у нас в голове что-то не то ! Более того, хороший учебник --- явление более редкое, чем плохой (или, во всяком случае посредственный).

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение05.01.2021, 15:19 


11/03/08
524
Петропавловск, Казахстан
А про учебники геометрии как-то забыли...

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение05.01.2021, 19:26 
Аватара пользователя


16/03/17
475
BVR Здесь не было цели перечислить учебники по всем дисциплинам. Только те, которые кто-то может рекомендовать как наиболее лучшие с их точки зрения.

Я не готов давать рекомендации по учебникам геометрии, но судя по известным мне отзывам могу предположить, что хорошим современным учебником является "Геометрия" Прасолова и Тихомирова. Если у вас есть рекомендации по геометрии - скажите.

 Профиль  
                  
 
 Re: “Идеальный учебник”
Сообщение07.01.2021, 13:48 


11/03/08
524
Петропавловск, Казахстан
Odysseus в сообщении #1499131 писал(а):
BVR хорошим современным учебником является "Геометрия" Прасолова и Тихомирова. Если у вас есть рекомендации по геометрии - скажите.

Если говорить о школьных учебниках, то мне нравится действующий в РФ учебник Атанасяна Л. С. Там есть почти все, о чем Вы писали. Но есть и недостатки. Мне кажется, что там задачи слишком алгебраизированы, что ли... Более геометричны учебники Шарыгина, но как по ним учить - я не представляю.
Но, вроде, по школьным учебникам геометрии есть отдельная тема....

-- Чт янв 07, 2021 16:57:48 --

А, вообще, мне кажется, что идеального учебника не существует.
Мне, мой руководитель, когда-то сказал, что есть книги (по математике, разумеется), которые один воспринимает очень хорошо, а другой читать не может. Надо искать свою книгу по предмету.... Ну, как-то так

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group