2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение08.04.2019, 10:51 


15/04/10
985
г.Москва
Классическая задача коммивояжера предполагает замкнутый путь по графу с посещением вершин 1 раз. Такая постановка мне кажется оторванной от жизни. Более актуальны по-моему следующие уточнения
1) отказ от обязательности посещения всех вершин 1 раз кроме возможно нескольких заданных , т.е. тех в которых надо побывать (сделать дела)
2)Ввести временные ограничения ,т.е. интервалы времен посещений
заданных пунктов.(Расчет времен прибытия в элементарном варианте можно делать по длинам путей и заданной скорости движения)
3)В случае нескольких возможных маршрутов удовлетворяющих условиям 1) и 2) ввести дополнительный критерий оптимальности, например минимальное время возврата в исходную точку
Кто может, укажите ссылку на литературу где приведены различные варианты постановок задачи коммивояжера близкие к изложенному

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение08.04.2019, 11:03 


14/01/11
2918
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
1) отказ от обязательности посещения всех вершин 1 раз кроме возможно нескольких заданных , т.е. тех в которых надо побывать (сделать дела)

Все необязательные удаляем из графа - и вуаля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение08.04.2019, 11:06 
Заслуженный участник


12/09/10
1547
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
1) отказ от обязательности посещения всех вершин 1 раз кроме возможно нескольких заданных , т.е. тех в которых надо побывать (сделать дела)

Что мешает отказаться от "лишних" вершин?
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
2)Ввести временные ограничения ,т.е. интервалы времен посещений
заданных пунктов.(Расчет времен прибытия в элементарном варианте можно делать по длинам путей и заданной скорости движения)

Ну добавьте к ребру время в конечной точке (граф направленный)
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
3)В случае нескольких возможных маршрутов удовлетворяющих условиям 1) и 2) ввести дополнительный критерий оптимальности, например минимальное время возврата в исходную точку

Это совсем непонятно... Какие несколько? Одно бы найти...

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение08.04.2019, 11:18 


15/04/10
985
г.Москва
Sender в сообщении #1386565 писал(а):
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
1) отказ от обязательности посещения всех вершин 1 раз кроме возможно нескольких заданных , т.е. тех в которых надо побывать (сделать дела)

Все необязательные удаляем из графа - и вуаля.

Не так. Граф есть граф. Во время перемещения от одной обязательной к другой обязательной или в исх пункт мы идем по исходному графу возможно разными путями. Задание временных интервалов посещений тем самым может противоречить оптимальности по времени т е всяким shortpath -пути выбираются прежде всего с целью попадания прибытий в заданные временные интервалы!

-- Пн апр 08, 2019 12:22:13 --

Cash в сообщении #1386566 писал(а):
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
1) отказ от обязательности посещения всех вершин 1 раз кроме возможно нескольких заданных , т.е. тех в которых надо побывать (сделать дела)

Что мешает отказаться от "лишних" вершин?
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
2)Ввести временные ограничения ,т.е. интервалы времен посещений
заданных пунктов.(Расчет времен прибытия в элементарном варианте можно делать по длинам путей и заданной скорости движения)

Ну добавьте к ребру время в конечной точке (граф направленный)
eugrita в сообщении #1386563 писал(а):
3)В случае нескольких возможных маршрутов удовлетворяющих условиям 1) и 2) ввести дополнительный критерий оптимальности, например минимальное время возврата в исходную точку

Это совсем непонятно... Какие несколько? Одно бы найти...

3) задача при заданных временных ограничениях может и не иметь решений, но в случае наличия нескольких - критерий может быть -мин время возврата в исходную вершину
Речь идет об построении алгоритма для такой задачи
-- Пн апр 08, 2019 12:34:46 --
А, наконец понял. Если есть исходный граф с подмножеством заданных вершин, то путем применения алгоритма shortpath к каждой паре заданных мы выкидываем лишние вершины заменяя их ребром с найденным кратч путём и получаем полный граф из заданных вершин (ненулевую матрицу смежности кроме диагональных) А если еще не выполнено неравенство треугольника для нее то удалим и большие ребра)
Ну хорошо, задача почти свелась к классической. Но надо учесть временные ограничения
Но все равно посещение каждой обязательной вершины ровно 1 раз не кажется обоснованным. Может оказаться что и путь в следующую и возвраты проходят повторно через посещенную вершину

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение08.04.2019, 19:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9543
Москва
В общем, Вы хотите решать общую задачу теории расписаний, но именовать её "задачей коммивояжёра". Зачем?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение09.04.2019, 00:32 


15/04/10
985
г.Москва
Евгений Машеров в сообщении #1386650 писал(а):
В общем, Вы хотите решать общую задачу теории расписаний, но именовать её "задачей коммивояжёра". Зачем?

Да, получается сформулированная задача принадлежит теории расписаний. К сожалению ей плохо владею. Если затраты времени на путь от $i-$до $j-$ выделенной вершины обозвать временем обслуживания или временем выполнения работ то да. И одновременно это задача управления проектами
Но меня интересовала именно графовая, транспортная интерпретация задачи
т.е некий гибрид из графов и не очень сложного составления расписания. И хорошо бы как все графовые задачи на элементарных примерах, доступных уровню школьного ЕГ
Спасибо за критику. Подумаю сначала об каких-то наглядных несложных примерах задачи, лежащей на стыке 2 мощных теорий а только потом об компьютерных алгоритмах

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи коммивояжера. Разновидности
Сообщение09.04.2019, 08:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9543
Москва
Первая постановка (когда надо обойти несколько заданных вершин, при этом прочие вершины не обязательно проходить все и не воспрещается повторный проход) сводится к паре задач - построение кратчайших маршрутов из каждой в каждую (полиномиальная сложность, скажем, для Флойда-Уоршела кубическая по числу вершин) и для выбранных вершин - обычная ЗК с матрицей, включающей лишь заданные, а в качестве расстояний - длины кратчайших путей, возможно, через "необязательные" вершины.
Остальные постановки - задачи теории расписаний. Которая, вообще говоря, намного сложнее.
Вообще, ценность ЗК не столько в непосредственном применении (хотя практические приложения есть, и не только "объезд городов", скажем, выбор последовательности технологических операций), сколько в том, что при достаточно простой постановке её решение оказывается весьма затруднённым, и это позволяет отрабатывать на ней идеи алгоритмов, которые потом могут быть перенесены на более сложную и более прикладную постановку задачи. Скажем, для таких методов, как симуляция отжига, муравьиная колония, табу-поиск, генетические алгоритмы ЗК - часто используемый "пробный камень".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group