2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:06 
Аватара пользователя


15/12/18

621
Москва Зябликово
Удивительно, но факт!
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
10 класс
Сколько времени падала капелька воды с крыши многоэтажного дома, если в процессе падения она нагрелась на ${\Delta(t)}$ градусов. Удельная теплоемкость воды равна C. (10 баллов).

И там же.
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
11 класс
С какой скоростью капля воды должна налететь на такую же неподвижную каплю, чтобы в результате удара они испарились? Начальная температура капли 20 0С, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0С, удельная теплота парообразования 2,3 МДж/кг. (10 баллов).

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:11 
Заслуженный участник


28/12/12
7777
Igrickiy(senior) в сообщении #1362373 писал(а):
Школьный этап
10 класс
Сколько времени падала капелька воды с крыши многоэтажного дома, если в процессе падения она нагрелась на ${\Delta(t)}$ градусов. Удельная теплоемкость воды равна C

Для школьного этапа и без чисел сойдет, хотя слова "сопротивлением воздуха пренебречь" были бы нелишними.

Igrickiy(senior) в сообщении #1362373 писал(а):
Школьный этап
11 класс
С какой скоростью капля воды должна налететь на такую же неподвижную каплю, чтобы в результате удара они испарились? Начальная температура капли 20 0С, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0С, удельная теплота парообразования 2,3 МДж/кг.

Эта похуже (при ударе на таких скоростях капли будут дробиться), и теплоемкость напрасно дается - явное превышение точности.

А какой это год? Школьный этап разве не отменили?

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:12 


03/12/18
379
EUgeneUS в сообщении #1362372 писал(а):
Toolt в сообщении #1362290 писал(а):
Всероссийская олимпиада школьников по физике, 2 этап, 2011 год, задача №2.


Нашел вот такую задачу (сезон 2010/2011 региональный этап, 9 класс) - см. тут

Как видно, это совершенно другая задача. Более ничего похожего не нашел, может плохо искал, конечно.
Так что будьте добры - предоставьте точную ссылку на эту (из стартового поста) задачу в материалах всероссийских олимпиад.

Задача из стартового поста (районная олимпиада, 8 класс, задача №3): http://fizportal.ru/gorod-2008-8
(Почти точное соответствие. Естественно, здесь говорится "Сопротивление среды и энергию, пошедшую на разрушение поверхности капли, не учитывать", то есть, как я и говорил, "типа всеми прочими условиями пренебречь"). Уверен, что именно такая задача имелась в виду в стартовом посте (и уж точно не про "динамическую вязкость в ламинарном потоке"). В интернете эта задача цитируется множество раз.

Задача про муху такого же типа: http://tasks.olimpiada.ru/upload/files/ ... n-11-2.pdf
И эта задача также в интернете очень популярна.

На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:16 


05/09/16
11532
Igrickiy(senior) в сообщении #1362373 писал(а):
Удивительно, но факт!

Офигеть... :shock: И ведь решение предполагается такое -- что капля нагрелась не "в процессе падения", а при ударе о землю, что вся энергия при ударе перешла в нагрев капли, а не земли, и что летела капля равноускоренно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:18 
Аватара пользователя


15/12/18

621
Москва Зябликово
DimaM
Про олимпиады понятия не имею!
А зачем на школьном этапе пренебрегать сопротивлением воздуха???
Скажите, а в чём превышение точности, если дана теплоёмкость?

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:22 


27/08/16
9426
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.
На мой взгляд, фраза с необходимыми нефизичными допущениями очень важна для этой задачи. Без неё задача некорректна, с ней, действительно, это задача на тренировку физического воображения. В варианте с мухой она правильнее, так как нет одного странного допущения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:23 
Заслуженный участник


28/12/12
7777
Igrickiy(senior) в сообщении #1362377 писал(а):
А зачем на школьном этапе пренебрегать сопротивлением воздуха???

Потому что иначе задача для школьников нерешаемая.

Igrickiy(senior) в сообщении #1362377 писал(а):
Скажите, а в чём превышение точности, если дана теплоёмкость?

На фоне пренебрежения существенными физическими точность в 15% будет замечательной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:24 


05/09/16
11532
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

Да что ж полезного? Капля от удара нагрелась на 5 градусов, ну ничего себе! Вода между прочим это самое теплоемкое вещество из доступного в обычной жизни. Вы представьте, если такая капля капнет на голову :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:28 


01/04/08
2724
Igrickiy(senior) в сообщении #1362377 писал(а):
Скажите, а в чём превышение точности, если дана теплоёмкость?

Доля тепла, пошедшая на нагрев капли до температуры кипения, незначительна, по сравнению с теплом, затраченным на ее испарение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:35 
Заслуженный участник


28/12/12
7777
GraNiNi в сообщении #1362382 писал(а):
Доля тепла, пошедшая на нагрев капли до температуры кипения, незначительна, по сравнению с теплом, затраченным на ее испарение.

Ну и представление, что в высокоскоростном ударе капля будет испаряться непременно при температуре кипения, кажется несколько наивным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:44 


03/12/18
379
wrest в сообщении #1362381 писал(а):
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

Да что ж полезного? Капля от удара нагрелась на 5 градусов, ну ничего себе! Вода между прочим это самое теплоемкое вещество из доступного в обычной жизни. Вы представьте, если такая капля капнет на голову :mrgreen:

Представляю... следующую возможную олимпиадную задачу: "Капля воды падает человеку на голову, нагреваясь при ударе на 5*С...

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:45 


27/08/16
9426
DimaM в сообщении #1362386 писал(а):
Ну и представление, что в высокоскоростном ударе капля будет испаряться непременно при температуре кипения, кажется несколько наивным.
Теплота испарения воды при комнатной температуре и при 100 градусах отличается не так чтобы принципиально.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 12:10 


05/09/16
11532
Toolt в сообщении #1362388 писал(а):
"Капля воды падает человеку на голову, нагреваясь при ударе на 5*С...

Ну если вся кинетическая энергия переходит в нагрев капли воды на 5 градусов, то её скорость должна быть 205 метров в секунду, если я правильно сосчитал. Это примерно как скорость пульки в пневматической винтовке (винтовке, а не пистолете).

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 12:43 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
Igrickiy(senior) в сообщении #1362288 писал(а):

(Оффтоп)

Emergency
Задача изначально сформулирована ректально - per anum. Уважающий школьников автор должен конкретно объяснить, что понимать под процессом падения. Если начало падения (примерно) понятно, то на вопрос, когда заканчивается процесс падения, ответа нет. Все пустились в рассуждения о механизмах нагрева капельки, что никак не вяжется со школьным уровнем. Уверен, предполагается, что процесс заканчивается, когда капелька полностью остановилась, успела перевести всю запасённую потенциальную энергию в тепловую, а потом, уже нагретая на 5 градусов, разлетается мелкими капельками.

(Оффтоп)

Я видел множество задач для школьников и студентов (особенно заочников), сформулированных так, что решить их может только тот кто не понимает предмет, а предполагаемое решение неправильно. Если для передач "Что, где, когда" или "Самый умный" это условно допустимо, то для школьных учебников или студенческих методичек, это преступно.
Но я не прокурор...

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 13:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

Это может быть полезно в качестве "свободного упражнения" под контролем учителя, когда выдвигаются разные версии, обсуждаются и оцениваются. Но ни в коем случае не в виде оцениваемой задачи на ответственном соревновании.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group