2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Существует ли объективная реальность
да 74%  74%  [ 20 ]
нет 26%  26%  [ 7 ]
Всего голосов : 27
 
 
Сообщение15.03.2006, 21:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Freude писал(а):
Цитата:
А если мы выдрессируем собачку, чтобы она в наше отсутствие кнопочку на приборе нажимала, у неё другие результаты измерения получатся?


В том то и дело, что ученные и исследователи "дрессируют" друг друга, в резульате чего они часто смотрят на мир одинаково. Только гениям удавалось вырваться из этого дрессировочного лагеря.


Зачем уж Вы так собачку-то собрались мучить, она квантовую теорию поля не осилит. Мы ей чего попроще сделаем: приставочку к приборчику нашему. Как собачка кнопочку нажмёт, так приставочка эта сухарик собачке и кинет. Собачка с большим рвением будет кнопочку нажимать. А прибор каждый раз что-нибудь мерить будет. Так как, результаты измерений у нашей собачки те же получатся, что и у физика-экспериментатора, или другие всё-таки? Я понимаю, физики все сговорились, чтобы одинаковые результаты получать, но с собачкой-то об этом трудно договориться. Если она кнопочку нажимать за сухарик научится, то уже хорошо, а чтобы она ещё и результаты измерений "какие положено" подстраивала - это уж не её, собачьего, ума дело.

Freude писал(а):
Со всем согласен, особенно с
Цитата:
Объект - абстрактное понятие

Значит мир объектов - это абстарктный мир.


Какой-такой "абстрактный мир"? Нету никакого абстрактного мира. Есть только один, совершенно реальный. И никаких в нём абстрактных объектов не водится. Объекты появляются, когда мы начинаем строить модели мира. Сразу же после рождения. Чем дальше, тем больше мы этих моделей строим, и тем сложнее они становятся. А объекты "живут" в этих самых моделях. До какого-то момента модели эти являются нашим личным достоянием и существуют только в нашем Розуме (это по польски так мозг называется). А потом мы учимся говорить, и у нас появляется возможность обмениваться этими моделями с другими людьми. А дальше мы учимся читать и писать, и можем описывать свои модели на бумаге и изучать описания моделей, сделанные другими людьми. Теперь наши модели могут существовать и вне нашего Розума. В виде записей на бумаге или в другом виде. Но вовсе не в мифическом "мире моделей".

Freude писал(а):
Насколько мне известо разделение реальности на объективную и субъективную это дело рук марксистов? По крайне мере так говорит энциклопедия истории философии. Грекам это, вроде, было не свойственно, а в среденевековье и подавно.


Хм. Изучал я, конечно, диалектический материализм, но что-то не заметил там разделения реальности на объективную и субъективную. Впрочем, я, может быть, не понимаю, о чём Вы говорите.
Понятие субъекта появляется постольку, поскольку должны же мы себя, любимых, как-то из всего мира выделить. Мы же себя осознаём как нечто выделенное из всего мира. Конечно, это не мешает каждому субъекту быть некоторым элементом объективного мира.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2006, 21:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Freude писал(а):
Теперь вопросы:

1. Вы согласны, что в процессе познания, объект познания пропускается через наше сознание?
2. Вы согласны, что мир, который стоит за явлениями, но нам не явлен, может и существует, но не познаваем в принципе, ибо мы можем познать только то, что нам явлено?
3. Зачем Вам эти загадочные невидимые миры? Что они Вам дают?
4. Вы согласны с тем, что если объект заменить на феномен (т.е. сущность предмета - это интеграл по бесконечной совокупности его явлений), то все предыдущие достижения науки не будут этому противоречить?


Ой, агностик! А я, грешным делом, подумал, что солипсист. Впрочем, одно другому не мешает.

Слушайте, а зачем Вы этот разговор-то затеяли? Всё равно ведь никто не сможет Вас убедить, что Вы не правы, тем более, что Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует. Точно так же, как Вы не сможете убедить в своей правоте человека, последовательно придерживающегося противоположных взглядов. Это же не наука, и даже не религия. Тут никто никому ничего доказать не может.

 Профиль  
                  
 
 Как я себк это понимаю
Сообщение16.03.2006, 10:27 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12047
Я примерно понимаю позицию Freude. Постараюсь изложить своими словами

Someone писал(а):
Слушайте, а зачем Вы этот разговор-то затеяли? Всё равно ведь никто не сможет Вас убедить, что Вы не правы, тем более, что Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует. Точно так же, как Вы не сможете убедить в своей правоте человека, последовательно придерживающегося противоположных взглядов. Это же не наука, и даже не религия. Тут никто никому ничего доказать не может.

Раздел такой - хотел он поговорить и затеял этот разговор - у нас за чашкой кофе подобная болтовня частенько может возникать (По моему скромному представлению, практически все разговоры философского толка имеют собой одну цель - дать выговориться говорящему, а пользы мало. Это не относится абсолютно ко всей философии, но к большей ее части.) И цель у него не столько убедить кого-то, сколько доформировать свое мнение.
Someone писал(а):
Зачем уж Вы так собачку-то собрались мучить, она квантовую теорию поля не осилит. Мы ей чего попроще сделаем: приставочку к приборчику нашему. Как собачка кнопочку нажмёт, так приставочка эта сухарик собачке и кинет. Собачка с большим рвением будет кнопочку нажимать. А прибор каждый раз что-нибудь мерить будет. Так как, результаты измерений у нашей собачки те же получатся, что и у физика-экспериментатора, или другие всё-таки? Я понимаю, физики все сговорились, чтобы одинаковые результаты получать, но с собачкой-то об этом трудно договориться. Если она кнопочку нажимать за сухарик научится, то уже хорошо, а чтобы она ещё и результаты измерений "какие положено" подстраивала - это уж не её, собачьего, ума дело.

Дело ведь не в том, кто нажимает на кнопочку, а в том, кто создал прибор, заставил нажимать на кнопочку и потом, самое главное, интерпретирует результат.

Как я понимаю, объективная реальность - это мир, не пропущенный через сознание познающего. Как только появляется взаимодействие познающего субъекта с этой реальностью - он пропускает ее через измерительные приборы, органы чувств и свое восприятие, основанное бог знает на чем, он получает не объективный мир, а вот те самые феномены, о которых говорит Freude. И похоже Freude и не отрицает возможность существование объективной реальности, только говорит о том, что она не познаваема: как бы мы не старались, мы "видим лишь стопку фотографий девушки за стеклом" - остальное наша додумка. Представьте, что девушка эта не поворачивалась и вы ограничены в движении - тогда вы не видите (если у вас один глаз) протяженность этой девушки в одном из измерений и ничего не можете сказать о том, какая она в том направлении - может нет у нее вообще протяженности в том направлении - этакая плоская девушка. И так логично предположить если у вас одна фотография - модель плоской девушки хорошо описывает то, что видит этот фотограф. Может быть и другая модель, если фотограф знает, что измерений три - он может предположить, что девушка бесконечнопротяженная в невидимом ему направлении - и эта модель тоже хорошо описывает то, что он видит, но он ничего не знает об объективной реальности - о том какова же девушка в этом третьем измерении, если оно есть. И вдруг, о чудо, эта девушка повернулась - и фотограф, наделав новых фотографий, строит новую модель - оказывается девушка ограничена (девушки, извините за этот каламбур, просто Freude было приятно взять в качестве объекта наблюдения девушку - если Вас обидит такое отношение к девушке здесь, можете везде по тексту заменить на мальчика) в третьем измерении. Но, увы, это снова лишь модель, потому что фотограф ничего не может сказать о наличии других измерений, которые не доступны его чувственному или приборному восприятию. Также по фотографиям он может отловить движение девушки - изменение ее от фото к фото, но снова это всего лишь дискретный набор фотографий и их интерпретация. В науке все тоже самое - все модели хорошо (до поры до времени - пока девушка не повернется) объясняют и даже порой предстказывают то, что мы увидели (в широком смысле слова) - то есть явления, то есть мы не можем ничего с определенностью сказать о том что есть "на самом деле".
В чем же исходя из этого позиция Freude, как я себе это понимаю - он говорит, что коль скоро объективный мир непознаваем, то для нас это всего лишь абстракция. К тому же абстракция, по его мнению, не дающая плодотворных результатов - введение понятия "объективная реальность" ни на каплю не продвигает нас в познавательном процессе - достаточно работать в терминах феноменов - и это, по-моему, не так уж и плохо - развивает некоторый скепсис - заставляет задуматься о том, что видимая нам часть девушки еще не есть реальная девушка. Остается вопрос к тем, кто как и я утверждает существование объективной реальности, сможем ли мы убедить Freude в полезности введения понятия объективной реальности? Не уверен.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2006, 17:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Цитата:
Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует


Я знаю что другие существуют ибо наблюдаю их феномены, но я не знаю их сущности. Я могу судить о людях только по их внешних проявлениях. Вряд ли нам суждено познать сущность ближнего полностью. Можете ли Вы сказать, что знаете кого-либо? Если и да, то только очень близких людей, и даже в этом случае близкие люди могут нас удивлять.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2006, 19:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
Существует ли объективный мир?
Я часть этого мира.
Я существую, в этом у меня никаких сомнений нет.
Следовательно и мир существует.
"Cogito ergo sum" - об этом, кажется, Декарт говорит.

Единственное, что мне не нравится в мире, из-за чего он такой отвратительный,
так это некоторые люди, бывают просто уроды, зачем они только существуют.
Тем, кто говорит, что мир не существует, этот мир просто не нравится,
всё дело в психологии (и может в социологии).
Например, я был в пионерском лагере, в первый день в палате на меня накинулись "ребята"
и стали обзывать лохом. Я очень обижался, но потом понял, что они просто роботы, иначе
они не могут себя вести. То же самое и с дедовщиной в армии.
А Сартра я только "Стену" прочитал.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 14:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Ну и как впечатление?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 18:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
Freude писал(а):
Цитата:
Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует


Я знаю что другие существуют ибо наблюдаю их феномены, но я не знаю их сущности. Я могу судить о людях только по их внешних проявлениях. Вряд ли нам суждено познать сущность ближнего полностью. Можете ли Вы сказать, что знаете кого-либо? Если и да, то только очень близких людей, и даже в этом случае близкие люди могут нас удивлять.


Почему вы так уверены, что вы себя хорошо знаете?
То какой ты на самом деле (объективное Я), может не совпадать с тем,
как ты сам себя воспринимаешь. Сущность самого себя то хрен узнаешь!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 20:15 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12047
Борис Лейкин писал(а):
Почему вы так уверены, что вы себя хорошо знаете?

А с чего Вы заключаете, что он считает, что хорошо себя знает? Он этого не говорил :wink:... Я вот себя последние полтора месяца частенько удивляю

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 23:06 


29/05/05
143
Борис Лейкин писал(а):
Я часть этого мира.
Я существую, в этом у меня никаких сомнений нет.
Следовательно и мир существует.


Когда Вы, Борис, пИшите: "Я часть этого мира", - то Вы прежде всего утверждаете, что мир существует, потому что, если бы Вы полагали противололожное ("мир не существует"), то какой смысл был бы в выссказывании "Я часть этого мира"? [Я понятно изъясняюсь?]. Конечно, из посылки "мир существует" легко выводится "мир существует" :) Получается "мир существует", потому что "мир существует"...

Борис Лейкин писал(а):
"Cogito ergo sum" - об этом, кажется, Декарт говорит.


Знаете, похоже, всё можно подвергнуть сомнению:

Борис Лейкин писал(а):
Тем, кто говорит, что мир не существует, этот мир просто не нравится


Точно! Валить надобно из этого мира!! И поскорее!!! А поможет нам Проводник отсюда :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2006, 16:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
photon писал(а):
А с чего Вы заключаете, что он считает, что хорошо себя знает? Он этого не говорил :wink:...


Я, похоже, Freude не понял. :( :shock: :x :? :(

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2006, 17:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
dikun писал(а):
Знаете, похоже, всё можно подвергнуть сомнению


Совершенно верно. Мы можем сколько угодно сомневаться, можем ли мы узнать что-нибудь о реальном мире, опираясь на собственные ощущения (и, добавлю, показания приборов), и есть ли он вообще, этот реальный мир. Тут можно нагородить "семь вёрст до небес, и всё лесом", написать тысячи томов "философских" трудов, прослыть величайшим "философом" всех времён и народов (как же, саму объективную реальность подверг сомнению). Однако всё это никаким способом проверить нельзя и, следовательно, все эти сомнения совершенно бесплодны, ни к какому полезному результату привести не могут. Вследствие этого все эти сомнения не имеют никакого отношения ни к науке вообще, ни к философии в частности, и только вследствие недоразумения называются "научной философией".

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2006, 14:13 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12047
Хорошо. Положим, объективная реальность не смотря на все наши сомнения существует. Что нам дает это знание? Какова польза этого знания?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2006, 15:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
photon писал(а):
Хорошо. Положим, объективная реальность не смотря на все наши сомнения существует. Что нам дает это знание? Какова польза этого знания?


А что дают эти сомнения? Которые мы, кстати, никаким способом проверить не можем? Какова польза этих сомнений?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2006, 19:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
dikun писал(а):
Когда Вы, Борис, пИшите: "Я часть этого мира", - то Вы прежде всего утверждаете, что мир существует, потому что, если бы Вы полагали противололожное ("мир не существует"), то какой смысл был бы в выссказывании "Я часть этого мира"? [Я понятно изъясняюсь?]. Конечно, из посылки "мир существует" легко выводится "мир существует" :) Получается "мир существует", потому что "мир существует"...


:мысли, блин, родились: :? :)
Да нет же.(Или: "Да,вот именно" :? ) У несуществующего мира тоже могут быть части, если бы я
был частью несуществующего мира, я бы думал, что такой несуществующий мир существует.
:idea: Несуществующий мир не существует. Всё несуществующее не существует.
Короче, в мире нет ничего несуществующего. (Вот как 8-) )

dikun писал(а):
Точно! Валить надобно из этого мира!! И поскорее!!!


Куда валить? Может в другом мире ещё хуже, и может оказаться так, что другой мир - тупиковый,
и из него уже никуда не свалишь.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.03.2006, 08:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Цитата:
А что дают эти сомнения? Которые мы, кстати, никаким способом проверить не можем? Какова польза этих сомнений?


Т.е. принимаем мы объективную реальность или нет - это дела не меняет. Мир вполне адеквантно может быть описан и без нее.
Таким образом, вы подтверждаете, что объективная реальность - это всего лишь убеждение, вера, которую невозможно ни доказать, ни опровергнуть? Иначе почему вы мне ее не докажете?

Цитата:
в мире нет ничего несуществующего


Согласен :), но это относится к реальному миру, а если мы несуществующее сделаем ОБЪЕКТОМ своего исследования, то, получается, несуществующее - это часть объективного мира :shock:

Цитата:
Точно! Валить надобно из этого мира!! И поскорее!!!


А может другого мира нет? Или что-то дает надежду?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group