2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 
Сообщение13.06.2008, 18:30 


10/06/08
40
Шимпанзе

Доброго времени суток!

Вы пишите:

Цитата:
особенность философии - она рассматривает фундаментальные законы Вселенной, глубже и выше которых для нашей конкретной Вселенной ничего нет. Их даже уточнить нельзя.


Хотелось бы кое-что уточнить (извините за длинную цитату из "Этики", но в ней крайне много смысла):

Цитата:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом.

3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться...........................................
АКСИОМЫ

2. Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя.

Теорема 8

Всякая субстанция необходимо бесконечна.

Доказательство. Субстанция, обладающая известным атрибутом, существует только одна (по т. 5), и ее природе присуще существование (по т. 7). Итак, ее природе будет свойственно существовать или как конечной, или как бесконечной. Но конечной она быть не может, так как в таком случае (по опр. 2) она должна была бы ограничиваться другой субстанцией той же природы, которая так же необходимо должна была бы существовать (по т. 7); таким образом, существовали бы две субстанции с одним и тем же атрибутом, а это (по т. 5) невозможно. Следовательно, субстанция существует как бесконечная; что и требовалось доказать.

Схолия 2. ...если бы люди обращали внимание на природу субстанции, то у них не осталось бы никакого сомнения в истинности т. 7; мало того - эта теорема стала бы для всех аксиомой и стояла бы в числе общепризнанных истин. Ведь тогда под субстанцией понимали бы то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, познание чего не требует познания другой вещи;


Итак, я утверждаю, что основное понятие философии Спинозы - субстанция - удовлетворяет определению:

Субстанция - то, вне чего ничего нет.

Или я ошибаюсь?

Если же не ошибаюсь, то берусь утверждать следующее: абсолютный объект (то, вне чего ничего нет) не может быть объектом научного исследования. Для него требуются более мощные логические средства, чем те, которыми располагает наука.

Добавлено спустя 24 минуты 53 секунды:

Леван

Вы пишите:

Цитата:
Интересно высказывание народного академика Терентия Мальцева: "Философы пишут о законах природы и это хорошо. Но я никак не найду, чтобы философы учили, как этими законами пользоваться в хозяйственной и научной деятельности". Как они (философы) могут чему-то научить, если находятся в изоляции от реального мира? Это направление философии превратилось в пустую болтологию, непонятную им самим. Интереса для практики эта философия не представляет.


Видимо, народные академики, открыв книгу и прочитав два слова типа "все животные", сразу соображают, что речь идет о зоологии. И трезвонят об этом по всему свету. И обретают лавры философа :)

Философы не пишут о законах природы. Философы исследуют объективное мышление и способы отражения той или иной формой мышления реальности.

Все остальное - псевдофилософия. Не говорю, что все остальное - не нужно, но термин "философия", примененный к чему попало, становится неопределенным, бессодержательным. Пустым, короче.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение13.06.2008, 19:34 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Вы хоть бы указали , что "Этика..." Спинозы. Не все же знают. Пишете о необходимости ссылаться, а сами нарушаете.

Цитата:
Субстанция - то, вне чего ничего нет.

Или я ошибаюсь?


Не пойму я Вас. Ошибка видна невооруженным глазом.
Прочтите ещё раз внимательно отрывок, который Вы выбрали удачно из "Этики..."
Вывод один:
Субстанция бесконечна, но в тоже время ограничена другой субстанцией!

Сей простой и гениальный вывод сделан в 16 веке, и был востребован лишь в 20 веке для понимания современной физики. "Вселенная бесконечна, но ограничена." Не даром говорят, что научно -технической революции мы обязаны Спинозе.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.06.2008, 06:03 


10/06/08
40
Шимпанзе

Цитата:
Вы хоть бы указали , что "Этика..." Спинозы. Не все же знают. Пишете о необходимости ссылаться, а сами нарушаете.


Вы правы. Упрек справедливый.

Цитата:
Субстанция бесконечна, но в тоже время ограничена другой субстанцией!

- пишите Вы. Позвольте не согласиться.

Ход мысли Спинозы следующий.Из исходных положений:

Цитата:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

АКСИОМЫ

5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут быть и познаваемы одна через другую; иными словами - представление одной не заключает в себе представления другой.


он получает следующие утверждения (приведу их с доказательствами для наиболее пытливых участников этой темы, если они появятся :) ):

Цитата:
Теорема 2

Две субстанции, имеющие различные атрибуты, не имеют между собой ничего общего.

Доказательство. Это также ясно из опр. 3, ибо каждая субстанция должна существовать сама в себе и быть представляема сама через себя, иными словами, представление одной не заключает в себе представления другой.

Теорема 5

В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с одним и тем же атрибутом.

Доказательство. Если бы существовало несколько различных субстанций, то они должны были бы различаться между собой или различием своих атрибутов, или различием своих модусов (по предыдущей теореме). Если предположить различие атрибутов, то тем самым будет допущено, что с одним и тем же атрибутом существует только одна субстанция. Если же это будет различие состояний (модусов), то, оставив эти модусы в стороне, так как (по т. 1) субстанция по своей природе первее своих модусов, и рассматривая субстанцию в себе, т. е. сообразно с ее истинной природой (опр. 3 и акс. 6), нельзя будет представлять, чтобы она была отлична от другой субстанции, т. е. (по пред. т.) не может существовать несколько таких субстанций, но только одна; что и требовалось доказать.

Теорема 6

Одна субстанция не может производиться другой субстанцией.

Доказательство. В природе вещей не может существовать двух субстанций с одним и тем же атрибутом (по т. 5), т. е. (по т. 2) субстанций, имеющих между собой что-либо общее. Следовательно (по т. 3), одна субстанция не может быть причиной другой, иными словами - одна не может производиться другой; что и требовалось доказать.


Далее Спиноза подводит промежуточный итог:

Цитата:
...из ее [субстанции - М.Б.] определения (как мы уже показали в замеч. 2 и 3) не может вытекать существование нескольких субстанций. Следовательно, из него необходимо вытекает, что субстанция одной и той же природы существует только одна; что и требовалось доказать.


Т.е., действительно, может сложиться впечатление на этом этапе развития теории, что существует столько субстанций, сколько существует природ (сущностей, атрибутов).

Однако такой вывод не следует из хода существа дела. Действительно:

Цитата:
Теорема 9

Чем более какая-либо вещь имеет реальности или бытия (esse), тем более присуще ей атрибутов.

Доказательство. Это ясно из опр. 4.

Теорема 10

Всякий атрибут одной субстанции должен быть представляем сам через себя.

Доказательство. Атрибут есть то, что разум представляет в субстанции как составляющее ее сущность (по опр. 4), следовательно, он должен быть представляем сам через себя (по опр. 3); что и требовалось доказать.


Т.е., ранее было доказано не то, что со всяким атрибутом связана своя субстанция, а только основа для доказательства того, что атрибут представим только через самого себя. Поэтому,развивая дальше свою мысль, Спиноза пишет:

Цитата:
Схолия. Отсюда ясно, что, хотя два атрибута представляются реально различными, т. е. один без помощи другого, однако из этого мы не можем заключать, что они составляют два существа или две различные субстанции. Природа субстанции такова, что каждый из ее атрибутов представляется сам через себя, так как все атрибуты, которые она имеет, всегда существовали в ней вместе, и ни один из них не мог быть произведен другим, но каждый выражает реальность или бытие субстанции. Следовательно, далеко не будет нелепым приписывать одной субстанции несколько атрибутов.

....Если же спросят, по какому признаку можем мы узнать различие субстанций, то пусть прочитают следующие теоремы, показывающие, что в природе вещей существует только одна субстанция и что она абсолютно бесконечна, а потому и искать такого признака было бы тщетно.


И он переходит к следующим теоремам, завершающимся теоремой 14:

Цитата:
Теорема 14

Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Доказательство. Так как Бог есть существо абсолютно бесконечное, у которого нельзя отрицать ни одного атрибута, выражающего сущность субстанции (по опр. 6), и он необходимо существует (по т. 11), то, если бы была какая-либо субстанция кроме Бога, она должна была бы выражаться каким-либо атрибутом Бога, и таким образом существовали бы две субстанции с одним и тем же атрибутом; а это (по т. 5) невозможно; следовательно, вне Бога не может существовать никакой субстанции, а потому таковая не может быть и представляема. Ибо если бы она могла быть представляема, то она необходимо должна была бы быть представляема существующей, а это (по первой части этого док.) невозможно. Следовательно, вне Бога никакая субстанция не может ни существовать,ни быть представляема; что требовалось доказать.


Тем самым, доказано, что Бог - то, вне чего ничего, никакой другой субстанции не существует.

Еще раз с полной определенностью Спиноыа подчеркивает:

Цитата:
Королларий 1. Отсюда самым ясным образом следует 1), что Бог един, т. е. (по опр. 6) что в природе вещей существует только одна субстанция, и эта субстанция абсолютно бесконечна, как мы уже намекали в т. 10.


Тем самым, спинозовская субстанция есть то, вне чего ничего нет, ИМХО.

Еще раз извините за обильное цитирование, но точка зрения Спинозы - альфа и омега теоретической философии. И нам следует с ней как следует разобраться.

 Профиль  
                  
 
 Две разные философии.
Сообщение14.06.2008, 11:27 


07/05/08
366
г. Ярославль
МИБ и Шимпанзе продолжают демонстрировать тупиковое состояние философии-болтологии. О чем "шумят" эти ребята и до чего "дошумелись"? До завершающей теоремы №14:
Цитата:
Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представленной

Кстати, термин "субстанция" - это не что иное, как более привычный и устоявшийся термин "материя". Даже беглого взгляда на теоремы и доказательства Спинозы достаточно, чтобы увидеть массу ошибок и противоречий с данными современной науки.
Очень хорошо объясняет кризис философии-болтологии Ж.Годфруа (Канада):
Цитата:
Со времен Древней Греции, как мы видим, только философы пытались понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной. Среди них рационалисты - от Платона до Декарта (а, позднее, Кант и Гегель) - полагали, что "любые достоверные знания могут исходить лишь от разума"; следовательно, один только разум должен играть главную роль в объяснении фактов как в онтологическом плане, так и в плане познания и действия. Согласно этим философам, наилучший способ сформулировать какую-либо проблему и попытаться получить ответ состоит в поисках логических доводов. В результате они на протяжении веков обсуждали, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, вместо того, чтобы наблюдать СУЩЕСТВУЮЩЕЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
"Что такое психология". Изд. "Мир" 1992 г.

 Профиль  
                  
 
 Re: Две разные философии.
Сообщение14.06.2008, 12:12 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Леван писал(а):
Даже беглого взгляда на теоремы и доказательства Спинозы достаточно, чтобы увидеть массу ошибок и противоречий с данными современной науки.

Например?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.06.2008, 13:28 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930

МИБ,



В философии Спинозы до сих пор разбираются . Она не для легкого чтения.
Так , например, после приведенных Вами выдержек, далее, он пишет:

Цитата:
Так, например, мы представляем, что вода, поскольку она есть вода, делится и ее части отделяются друг от друга. Но это невозможно для нее, поскольку она есть телесная субстанция, ибо как таковая она не способна ни к делению, ни к разделению. Далее вода как вода возникает и исчезает, а как субстанция она не возникает и не исчезает.


Или здесь:

Цитата:
Далее, в т. 14 мы показали, что кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема. Отсюда мы заключили, что протяженная субстанция составляет один из бесконечно многих атрибутов Бога.


Но, допустим, возьмем ваш вариант, по сути вариант, взятый на вооружение атеистами и материалистами: существует единственная божественная субстанция - сама Природа. Кстати, за обезличивание Бога Спиноза был объявлен атеистом и предан анафеме. Итак, пусть существует единственная субстанция - сама Природа . Но из определения субстанции вытекает, что она, Природа, бесконечна. Более того,


Цитата:
Теорема 16
Из необходимости Божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами (т. е. все, что только может представить себе бесконечный разум).



Ясно, что в этом случае Ваше заявление

Цитата:
Тем самым, спинозовская субстанция есть то, вне чего ничего нет


ещё в большей степени не соответствует спинозовскому пониманию субстанции.

Вот, что пишет Спиноза, правда, о пустом пространстве:

Цитата:
Но так как пустого пространства в природе не существует (о чем в другом месте), то все части должны сходиться таким образом, чтобы между ними пустого пространства не было; отсюда следует, что эти части и не могут быть реально различны между собой, т. е. что телесная субстанция, поскольку она субстанция, не может быть делимая.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.06.2008, 18:37 


10/06/08
40
Леван

Цитата:
Очень хорошо объясняет кризис философии-болтологии Ж.Годфруа (Канада):


М-да-а! Ничего в философии не понял, да еще и хорошо объяснил!

Кризис в философии вызван ее сложностью, в сравнении с которой релятивистская квантовая механика отдыхает. Кризис вызван непониманием того, что такое мышление в бесконечных понятиях (как у Спинозы, например, хотя у него оно еще не вполне последовательно проведено, но намечены правильные подходы).

Если Вы, уважаемый Леван, объясните нам, как работать с бесконечным понятием, с динамической логикой, тогда я признаю за Вами право судить о философии и ее кризисе. Но уверен, Вы, как и Ваш Годфруа, около философии и близко не ночевали, и ни о чем подобном ни сном, ни духом не чуяли!

Сложность исследования мышления в бесконечных понятиях позволяет безнаказанно тявкать всякой моське, и это тявканье и принимается образованным "общественным мнением" (особенно в современной эрэфии) за последний писк моды в философской науке. Деньги-то платят не за исследования, а за угоду "общественному мнению". Вам же ведь тоже лестно думать, что Спиноза - дурак, а Вы с Годфруа - умные?

Леван! Поймите меня правильно! Последним философом был Гегель. Безусловно, Спиноза - великий мыслитель. И Кант. И ряд других. Но в философии сегодня мы наблюдаем откат от Платона лет на 300 назад. Современный философ понятия не имеет ни о работах Платона, ни Аристотеля, ни того же Спинозы, хотя очень бойко их цитирует.

Поймите. Или поверьте на слово. Предметом философии является нечто вроде парадокса Рассела, а именно - абсолютное бесконечное. И в этом нет никакой мистики, как нет ее и в математическом потенциальном или актуальном бесконечном.

И второе: философия есть мышление в понятиях. А поскольку Абсолютное не поддается мышлению в конечных понятияях (аристотелевской логике), то приходится разрабатывать расширение логических средств мышления до "бесконечных понятий". В разработку логики бесконечных понятий внес огромный вклад и Спиноза (где Вы не поняли ничего, кроме слова "Бог", что только подтверждает мое низкое мнение о понимании философии современниками).

Предлагаю не резонерствовать о том, чего не понимаете, не ссылаться на тех, кто не понимает вместе с Вами, а изучать собственно философию по работам от Платона до Гегеля. Вы обнаружите, что они понимают свой предмет на голову выше всяких Терентиев Мальцевых и Ж.Годфруа, пытающихся с высокомерным видом оправдать свое невежество и неспособность мыслить.

Такие дела.

Добавлено спустя 1 час 2 минуты 2 секунды:

Шимпанзе

Цитата:
из определения субстанции вытекает, что она, Природа, бесконечна


Совершенно верно! Остается вопрос: если Природа - бесконечна, то есть ли что-нибудь еще, кроме Природы, что-то вне Природы, что ее ограниччивало бы, было бы ее другим, в чем Природа кончается и начинается нечто иное? Или вовне бесконечной Природы ничего нет?

В первом случае мы имеем дело с относительной бесконечностью. Во втором - с абсолютной.

Ведь наличие бесконечного множества вещей в Природе ничего не говорит о наличии чего бы то ни было вне Природы. Поэтому Ваш аргумент, ИМХО, верен, но он имеет место в ином отношении, нежели то, в котором формулирует абсолютную бесконечность Природы Спиноза.

P.S. Понятно, что выражение "вне Природы" звучит весьма нескладно. Оно означает только, что для Природы никакого "вне" нет и быть не может. Но - что делать! - наш язык формировался совсем в других масштабах!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.06.2008, 20:25 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Повторюсь, "субстанция - Природа - Бог (вдумайтесь!)" - бесконечны. С позиции Спинозы говорить о существовании чего -либо вне Бога бессмысленно, нонсенс. Собсвенно, это он и доказал.
Такова философия Спинозы. То , что Вы имеете в виду, мне понятно, но это и с другой , новой, оперы; и к философии Спинозы не имеет отношения.

Добавлено спустя 35 минут 48 секунд:

Вообще- то говоря понятно, настороженное отношение других «философов» к Спинозе. Он стоит особняком, потому как ударил сразу по всем.
Но прежде всего его удар пришелся по иудаизму, христианству и исламу.
У Бога нет лица – значит человек не создан по его подобию ( Иудаизм). Бог един, значит нет троицы ( Христианство) . И человек создан познать Природу , и, значит, его Разум беспределен (Ислам).

 Профиль  
                  
 
 Две разные философии.
Сообщение14.06.2008, 22:34 


07/05/08
366
г. Ярославль
luitizen пишет:
Цитата:
Например?

Например: 1. Если принять что: "Субстанция - то, вне чего ничего нет", то понятие "субстанция" означает "материю вообще" (все сущее - материально). Материя вообще бесконечна пространственно и качественно (многообразно). Но это не значит, что в ее многообразиях нет ничего общего (см. определение 3). По науке как раз наоборот (элементарные частицы).
2. Теорема 8. "Всякая субстанция необходимо бесконечна". Уже подмена понятий. Субстанций уже стало много. Словоблудие и демагогия. Кстати, в цитатах, приведенных МИБ нет теорем т.5 и т.7, на которые он ссылается.
3. Теорема 2. "Две субстанции (!), имеющие различные атрибуты, не имеют между собой ничего общего". Вранье,не соответствующее науке (качественные, структурные отличия).
Еще М.Монтень писал: "Тощий человек прячет худобу под ворохом одежд. Скудость мысли прячется под ворохом слов". Или: "Язык правды прост" Л.Н.Толстой.
За многословие "философию-болтологию" называют "рудиментом средневековой схоластики".
МИБ и Шимпанзе перешли на оскорбления оппонентов (демагогию). Что им остается делать в тупике и без аргументов. Пора игроков удалять с поля. Они не замечают, что работают против себя, обозначая свою территорию. А где же аргументированная критика другой, практической философии?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 06:29 


10/06/08
40
Шимпанзе

Цитата:
Повторюсь, "субстанция - Природа - Бог (вдумайтесь!)" - бесконечны.


С этим же никто и не спорит! Речь только о том, каков характер этой бесконечности?

Цитата:
С позиции Спинозы говорить о существовании чего -либо вне Бога бессмысленно, нонсенс.


Опять же, о чем я и говорю! Такое бесконечное, говорить о существовании вне которого чего-либо бессмысленно, со времен Платона называют абсолютным. В противовес относительному, конечному бесконечному (типа множества натуральных чисел), вне которого есть более мощные бесконечности (например, множество всех подмножеств множества натуральных чисел).

Ведь дело-то в том, что абсолютное бесконечное обладает совсем иными свойствами, чем относительное. В частности, оно не может быть объектом рассмотрения традиционной науки, в отличие от относительного бесконечного, выраженного в теории множеств.

Я пытаюсь заострить вопрос на том, что бесконечность бесконечности - рознь. Есть качественно различные бесконечности, чьи определения известны как в философии, так и в математике. Я и спрашиваю, о какой (качественно) бесконечности идет речь у Спинозы? Об абсолютной (где бессмысленно говорить о наличии чего-либо "вне"), или об относительной ("вне" которой обязаны быть еще более умопомрачительные бесконечности)?


Леван

Цитата:
Материя вообще бесконечна пространственно и качественно (многообразно).


Положение будет верным, если есть его доказательство. Иначе - болтология.

Вам не приходит в голову, что философские высказывания требуют доказательства? А если нет доказательств - то нет и философии? Остается только демагогия?

Цитата:
МИБ и Шимпанзе перешли на оскорбления оппонентов (демагогию).


Оппонентов никто не оскорблял. Им лишь указано на недопустимость подмены понимания предмета болтологией и демагогией "на тему".

 Профиль  
                  
 
 Две разные философии.
Сообщение15.06.2008, 09:52 


07/05/08
366
г. Ярославль
МИБу.
Философия базируется на данных конкретных наук. На их современном уровне. И на этом уровне доказано (что общеизвестно), что материя вообще бесконечна пространственно и многообразно. Доказано практикой, хотя бы от противного. Практика - критерий истины. Не подтвержденное практикой может считаться только гипотезой (предположением).
МИБ пишет:
Цитата:
Оппонентов никто не оскорблял.
Вранье. А "невежество Т.Мальцева и Ж.Годфруа". А "тявканье мосек". А "Вы и Ваш Годфруа около философии и близко не ночевали". Это не только непорядочно (отказываться от написанного), но и глупо. "Что написано пером, того не вырубишь и топором".
Еще в первом посту темы был приведен один из признаков "философии-болтологии": "Говорить о простом сложно". Кому это надо? Пижонам, которые хотят казаться, а не быть. Казаться значительными. Для кого этот маскарад? Для таких же пижонов, людей с низкой энергетикой, с комплексом неполноценности, людей толпы (охломонов), которые "как все, так и я", вернее, "как авторитет, так и я". Чтобы быть авторитетом среди людей толпы, надо говорить именно сложно, непонятно, запутанно, используя псевдонаучные, иностранные слова. Есть и еще 47 приемов приобретения авторитета среди людей толпы. Они изложены в популярной книге Р.Грина "48 законов достижения власти и обольщения".
Практическая философия для другого круга людей. Для тех, кто хочет быть, а не казаться. У кого самостоятельное, независимое мышление. У кого есть способность к абстрактному, обобщающему мышлению. У кого нормальная энергетика. Кто стремится к получению информации (знаний), новых навыков и умений. Граждан и хозяев страны и мира.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 10:02 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
МИБ
Цитата:
Речь только о том, каков характер этой бесконечности?





У Спинозы Бог абсолютен - он указывает на это, следовательно, бесконечность (в Вашем смысле) - абсолютна.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 14:20 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Леван


Цитата:
МИБ и Шимпанзе перешли на оскорбления оппонентов (демагогию). Что им остается делать в тупике и без аргументов. Пора игроков удалять с поля. Они не замечают, что работают против себя, обозначая свою территорию.



Разрешение из местного отделения ФСБ на "удаление игроков" принесли?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 18:12 


10/06/08
40
Шимпанзе

Цитата:
У Спинозы Бог абсолютен - он указывает на это, следовательно, бесконечность (в Вашем смысле) - абсолютна.


Спасибо!

Этот момент - центральный не только для философии Спинозы, но и для философии вообще (я не принимаю во внимание самозваную "философию").

С другой стороны, этот момент не только не осознается или не понимается - он практически неизвестен! Что и порождает безнаказанность псевдофилософии - рассуждательства о предмете вне абсолютного бесконечного. Тут я согласен с Леваном. :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.07.2008, 16:16 


07/05/08
366
г. Ярославль
Разрешения ФСБ не нужно. Удаление должен делать модератор.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group