2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Теория вероятностей
Сообщение02.10.2017, 21:41 


03/04/09
103
Россия
Дана задача: имеются три одинаковых урны. В первой урне 7 белых и 3 черных шара, во второй - 6 белых и 4 черных, в третьей - 5 белых и 5 черных шаров. Наугад выбирается урна из нее наугад выбирается один шар. Выбранный шар оказался белым. Какого вероятность того, что этот шар вынут из второй урны?
Имеется три гипотезы: $H_i$ - шар вынут из $i$ - ой урны. $P(H_1)=P(H_2)=P(H_3)=\frac{1}{3}$ и т.д.

Дана вторая задача: имеется 3 партии деталей для станка, насчитывающих соответственно, 20, 30 и 50 штук. Вероятности того, что деталь из ста проработает заданное время равны соответственное для этих партий 0.85, 0.9, 0.95. Какова вероятность того, что наудачу выбранная деталь проработает заданное время?
В данной задаче тоже имеется три гипотезы: $H_i$ - деталь выбрана из $i$ - ой партии. Тогда $P(H_1)=P(H_2)=P(H_3)=\frac{1}{3}$ или $P(H_1)=\frac{20}{100}$, $P(H_2)=\frac{30}{100}$, $P(H_3)=\frac{50}{100}$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение02.10.2017, 22:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14447
В первой задаче вероятности гипотез определены верно. Обратите внимание: вначале выбирается урна.
Во второй задаче из ста деталей, перемешанных, мы выбираем одну? Или мы вначале выбираем партию, а уже потом в ней деталь? Чувствуете разницу? Эти два случая соответствуют двум приведённым Вами вариантам $P(H_i)$. Вот и решите, какой из них больше подходит условию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение02.10.2017, 22:32 


03/04/09
103
Россия
gris в сообщении #1252585 писал(а):
В первой задаче вероятности гипотез определены верно. Обратите внимание: вначале выбирается урна.
Во второй задаче из ста деталей, перемешанных, мы выбираем одну? Или мы вначале выбираем партию, а уже потом в ней деталь? Чувствуете разницу? Эти два случая соответствуют двум приведённым Вами вариантам $H_i$.


Спасибо большое за ответ!
А как узнаем, что детали перемешаны?

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение02.10.2017, 22:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14447
Я так думаю, что слова "деталь из ста" указывают на то, что деталь выбирается наугад из сотни одинаковых на вид :-) В условиях задач зачастую не детализируются все механизмы. Обычно и так понятно, что имеется в виду. Однако, полезно иногда и поковыряться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение02.10.2017, 22:37 


03/04/09
103
Россия
gris в сообщении #1252589 писал(а):
Я так думаю, что слова "деталь из ста" указывают на то, что деталь выбирается наугад из сотни одинаковых на вид :-)


Спасибо!

-- Пн окт 02, 2017 23:44:56 --

Третья задача: Студет 2 раза извлекает по одному билету из 35, предлагаемых на экзамене. Какого вероятность того, что студент сдаст экзамен, если он подготовил 30 билетов и первый раз вынул неудачный билет?
Пусть $A$ -- первый раз вынут неудачный билет, а $B$ - второй раз вынут удачный билет. Почему недостаточно вычислить $P(B|A)$? Разве $P(B|A)$ -- это не вероятность вытащить второй раз удачный билет (следовательно, вероятность сдать экзамен), при условии, что первый раз вытащил неудачный билет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение02.10.2017, 22:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14447
Вот опять приходится проговаривать ситуацию более чётко: Студент вынул билет из 35. Отложил его и попросил второй билет. Уже известно, что первый билет плохой. И его уже нет в разложенных для выбора. И мы знаем, сколько среди этих 34 билетов хороших и сколько плохих. И для чего нам знать вероятность события, которое уже произошло?
Я имею в виду, что эту условную вероятность можно посчитать по классической формуле.

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение04.10.2017, 07:57 


03/04/09
103
Россия
gris в сообщении #1252594 писал(а):
Вот опять приходится проговаривать ситуацию более чётко: Студент вынул билет из 35. Отложил его и попросил второй билет. Уже известно, что первый билет плохой. И его уже нет в разложенных для выбора. И мы знаем, сколько среди этих 34 билетов хороших и сколько плохих. И для чего нам знать вероятность события, которое уже произошло?
Я имею в виду, что эту условную вероятность можно посчитать по классической формуле.


Не совсем понятно, вероятность какого события необходимо вычислить: $P(B|A)$ или $P(AB)$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение04.10.2017, 09:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14447
Иногда преподаватели дают свои задачи с принятыми в данной группе умолчаниями и соглашениями. Иначе пришлось бы оговаривать все подробности. В реальной жизни возможно всё.
Я понимаю, что в этой задаче спрашивается об условной вероятности. То есть: найти вероятность вытягивания удачного второго билета, если первый билет был неудачным.
Возможна и такая трактовка: найти вероятность того, что студент сдаст экзамен со второго билета. Тогда надо находить вероятность пересечения событий.
Можно и так трактовать: студент вслепую вытаскивает два билета. Чему равна вероятность того, что второй билет удачный? Очевидно, пока билета закрыты, разницы между первым и вторым нет. Но вот он открыл первый билет, и теперь для второго билета вероятность изменилась.

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение04.10.2017, 12:41 


03/04/09
103
Россия
gris в сообщении #1252955 писал(а):
Иногда преподаватели дают свои задачи с принятыми в данной группе умолчаниями и соглашениями. Иначе пришлось бы оговаривать все подробности. В реальной жизни возможно всё.
Я понимаю, что в этой задаче спрашивается об условной вероятности. То есть: найти вероятность вытягивания удачного второго билета, если первый билет был неудачным.
Возможна и такая трактовка: найти вероятность того, что студент сдаст экзамен со второго билета. Тогда надо находить вероятность пересечения событий.
Можно и так трактовать: студент вслепую вытаскивает два билета. Чему равна вероятность того, что второй билет удачный? Очевидно, пока билета закрыты, разницы между первым и вторым нет. Но вот он открыл первый билет, и теперь для второго билета вероятность изменилась.

Спасибо большое!

 Профиль  
                  
 
 Re: Теория вероятностей
Сообщение31.10.2017, 01:10 


08/07/16
1
Nurgali в сообщении #1252573 писал(а):
Дана задача: имеются три одинаковых урны. В первой урне 7 белых и 3 черных шара, во второй - 6 белых и 4 черных, в третьей - 5 белых и 5 черных шаров. Наугад выбирается урна из нее наугад выбирается один шар. Выбранный шар оказался белым. Какого вероятность того, что этот шар вынут из второй урны?
Имеется три гипотезы: $H_i$ - шар вынут из $i$ - ой урны. $P(H_1)=P(H_2)=P(H_3)=\frac{1}{3}$ и т.д.

Дана вторая задача: имеется 3 партии деталей для станка, насчитывающих соответственно, 20, 30 и 50 штук. Вероятности того, что деталь из ста проработает заданное время равны соответственное для этих партий 0.85, 0.9, 0.95. Какова вероятность того, что наудачу выбранная деталь проработает заданное время?
В данной задаче тоже имеется три гипотезы: $H_i$ - деталь выбрана из $i$ - ой партии. Тогда $P(H_1)=P(H_2)=P(H_3)=\frac{1}{3}$ или $P(H_1)=\frac{20}{100}$, $P(H_2)=\frac{30}{100}$, $P(H_3)=\frac{50}{100}$?


1) Да в первой задаче всё правильно. Именно на её основе позволю себе небольшой комментарий для дальнейшего развития мысли по второй задаче. Если, например, написано: "в третей урне 10 белых шаров", то информация о количестве шаров оказалась бы избыточной. Формально, студент решающий задачу находит условную вероятность события A--- выбран белый шар, как $P(A\vert{H_{3}})=\frac{10}{10}=1$. Опыт показывает, что некоторые при этой "вырожденной" ситуации даже теряются. Понятно, что автор сборника задач мог написать "в третей урне все шары белые". Тогда можно оформить решение: "$P(A\vert{H_{3}})=\frac{m}{m}=1$, где $m$ --- количество шаров в третьей урне". Писать ли сразу $P(A\vert{H_{3}})=1$", исходя из достоверности события, зависит скорее от придирчивости преподавателя. Считаю, что писать дроби смысл есть. В этом случае у студента не сбивается алгоритм.

2) Принятие равноправных гипотез во второй задаче, предполагает не перемешанную интерпретацию. Введя в рассмотрение событие: $B$ --- деталь проработает заданное время, получим $P(B\vert{H_{1}})=0.85$ и остальные аналогично. Только мы не вычисляли эту условную вероятность, а она была дана. Информация о количествах в урнах избыточна. С таким же успехом можно решить задачу, начинающуюся словами: "Имеется три детали (не партии, а всего три штуки). Вероятность проработать заданное время у первой детали 0.85, у второй и третей 0.9 и 0.95, соответственно."

Решение:

$P(B)=P(B\vert{H_{1}})\cdot\,P(H_{1})+P(B\vert{H_{2}})\cdot\,P(H_{2})+P(B\vert{H_{3}})\cdot\,P(H_{3})=$
$=0.85\cdot\frac{1}{3}+0.9\cdot\frac{1}{3}+0.95\cdot\frac{1}{3}=\frac{0.85+0.9+0.95}{3}=0.9$

То есть практически нашли среднюю из данных трёх вероятностей.

3) Рассмотрим вспомогательную задачу.
"Имеется 100 урн. 20 из низ получены от первого завода. И в каждой из них по 17 белых и по 3 чёрных шара. 30 и 50 урн прислали второй и третий завод, соответственно. В урнах от второго завода по 9 белых и по 1-му чёрному шару. В урнах третьего завода по 57 белых и по 3 чёрных шара. Какова вероятность того, что из наудачу выбранной урны наугад выбранный шар окажется белым?"

Всё по алгоритму $P(A\vert{H_{1}})=\frac{17}{20}=0.85\ \ $, $\,P(A\vert{H_{2}})=\frac{9}{10}=0.9\ \ $, $\,P(A\vert{H_{3}})=\frac{57}{60}=0.95$.

Далее элементарно $P(H_{1})=\frac{20}{100}\ \ $, $\,P(H_{2})=\frac{30}{100}\ \ $,$\,P(H_{3})=\frac{50}{100}\ \ $ и задача легко решается по формуле полной вероятности.

4) Во второй задаче ключевыми являются слова: "из ста". Придираясь к словам как юристы, заключаем, что детали перемешаны. И вынуждены принять $P(H_{1})=\frac{20}{100}$,
$P(H_{2})=\frac{30}{100}$, $P(H_{3})=\frac{50}{100}$. Только, если проводить аналогию с задачей пункта 3), то в роли коробок теперь ужЕ выступают детали! А шаров в них нет. Можно конечно придумать содержание в деталях количествА молекул из драгоценных и обычных металлов или что-то другое. Но наверно лучше не усложнять. Ведь в самой задаче об этом информации нет. И так же как юристы,без домыслов типа $P(A\vert{H_{1}})=\frac{17}{20}$ пишем "сухие" $P(A\vert{H_{1}})=0.85$. Остальные аналогично.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group