2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение04.05.2017, 19:26 


25/12/12
4
Как задавать координаты и движения в геометрии Римана (постоянная положительная кривизна)?

Как это сделать для сферической и гиперсферической геометрии вроде бы понятно, все располагается в евклидовом пространстве большей размерности на поверхности сферы или гиперсферы, любые движения - это повороты относительно центра (для сферы - два соответствуют поступательному движению малых приращений, один - ориентации, для гиперсферы - три "поступательных" и три ориентационных).

А как это сделать для геометрии Римана? Теоретически, если я правильно понимаю, это можно сделать и на сфере/гиперсфере с теми же самыми преобразованиями движения, если использовать только половину, искусственно отображая точки на противоположную сторону сферы/гиперсферы, если при преобразовании движения они оказались на "обратной" половине. Но наверное есть какой-то более правильный для геометрии Римана способ задать совокупность координат и движений, аналитически непрерывный, без проверки условий но с сохранением однозначности?

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение04.05.2017, 19:34 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Геометрия Римана устроена как проективная. Возьмём трёхмерное пространство, в нём единичную сферу и плоскость $z=1$. Каждая прямая, проходящая через начало координат, задаёт две диаметрально противоположные точки сферы и одну точку проективной плоскости $z=1$ (прямые, лежащие в плоскости $xOy$, задают бесконечно удалённые точки). Прямая с направляющим вектором задаётся ненулевой тройкой коэффициентов $(a,b,c)$, определённой с точностью до множителя, это и есть однородные координаты на Римановой плоскости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение04.05.2017, 21:27 


25/12/12
4
george66, спасибо за разъяснения.

Все таки меня не покидает ощущение, что в геометрии Римана есть что-то нечестное, а именно - если сделать "полный оборот" (сферу на 180 градусов), то хоть точка и перейдет в саму себя, но окажется в зеркальном мире. То есть, чтоб полностью оказаться там же, где и был, все равно повернуть сферу придется на 360 градусов.

И еще вопрос по поводу деления пространства в геометрии Римана на одинаковые правильные сегменты. Если я правильно понимаю, для этого, как и для сферической геометрии, можно вписать в сферу какой-либо правильный многогранник и соединить вершины геодезическими линиями. Но в отличие от сферической годятся не все многогранники - как подсказывает мне мое воображение, тетраэдр не годится, т.к. его вершины нельзя соединить прямыми, проходящими через центр сферы. А вот как для следующего количества измерений? Там тоже вроде бы шесть правильных многоячейников, как понять, какие из них годятся для построения разбиения пространства на одинаковые правильные ячейки?

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение04.05.2017, 21:52 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Берите полусферу, тогда надо отождествить только диаметрально противоположные точки экватора. Выползая через экватор, мы немедленно вползаем с противоположной стороны, перевернувшись на 180 градусов. Топологически это круг с отождествлёнными диаметрально противоположными точками границы. Аналогично, трёхмерное пространство Римана топологически устроено как шар, у которого отождествлены диаметрально противоположные точки сферы. Вылетая наружу через поверхность шара, мы немедленно влетаем в него с противоположной стороны, перевернувшись на 180 градусов. Теперь следите за построением: в четырёхмерном пространстве (кватернионов) берём единичную трехмерную сферу (множество кватернионов нормы единица). Её можно топологически изобразить как трёхмерное евклидово пространство с одной добавленной бесконечно удалённой точкой (как обычная сфера гомеоморфна плоскости, расширенной одной точкой). В этом трёхмерном евклидовом пространстве в начале координат лежит кватернион 1, в бесконечно удалённой точке лежит кватернион -1, а на двумерной единичной сфере лежат чисто мнимые кватернионы нормы единица (i, -i, j, -j, k, -k и всякие другие). Отождествляем все кватернионы вида а и -a. Это можно сделать, взяв шар внутри сферы мнимых кватернионов и отождествив диаметрально противоположные точки сферы. Получаем пространство Римана.
Про правильные разбиения с ходу не соображу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение05.05.2017, 07:47 


25/12/12
4
Все, вопрос по поводу разбиения для трехмерного случая исчерпан, нашел информацию. Так же, как и для двумерного случая, не годится только симплексный политоп (пятиячейник), остальные пять политопов имеют центральную симметрию и позволяют отождествить противоположные точки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение05.05.2017, 11:37 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Это интересная вещь - геометрия Римана. Она самая простая из неевклидовых (и проще евклидовой), при этом там очень красивые эффекты
topic116649.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение06.05.2017, 22:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Dmitry_Milk в сообщении #1214114 писал(а):
Как задавать координаты и движения в геометрии Римана (постоянная положительная кривизна)?
Как это сделать для сферической и гиперсферической геометрии вроде бы понятно

Сферические координаты можно напрямую использовать и для эллиптической геометрии.
("Геометрию Римана" лучше называть эллиптической, чтобы не путать с римановой геометрией. Аналогично, Лобачевского часто называют гиперболической.)

Dmitry_Milk в сообщении #1214141 писал(а):
Все таки меня не покидает ощущение, что в геометрии Римана есть что-то нечестное, а именно - если сделать "полный оборот" (сферу на 180 градусов), то хоть точка и перейдет в саму себя, но окажется в зеркальном мире.

Я это воспринимаю наоборот: точка сама по себе "зеркалится", а оказывается в том же самом исходном мире, а не в его копии. Впрочем, эти два взгляда изоморфны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение02.06.2017, 13:33 


25/12/12
4
Никак не пойму, как представить движения в гиперсферической геометрии компактным способом.

В сферических геометриях любые движения сводятся к поворотам относительно центра (гипер)сферы. Для гиперсферы имеем 6 различных элементарных поворотов, причем повороты эти не вокруг оси, а "вокруг плоскости".

Если представлять повороты (считая, что повороты производятся вокруг начала координат) матрицей 4х4 - то все понятно, как раз получаются 6 разных комбинаций различных пар осей, на которых размещаются синусно/косинусные четверки. Любые сложные повороты можно представить произведениями матриц. Но матричное представление избыточно(впрочем это не так страшно) и вычислительно неустойчиво (а вот это уже напрягает при накапливающихся преобразованиях, матрица начинает терять свою ортогональность).

Поэтому хотелось бы что-то типа кватернионов. Но одного кватерниона (даже с дополнительным скаляром) недостаточно, потому что:

1). как уже сказано, повороты осуществляются не вокруг оси, а "вокруг плоскости" и в плоскости, а кватернион как 4-вектор задает лишь ось в 4D и ортогональное ему 3D-пространство.
2). в 4D не действует теорема Эйлера-Даламбера, например, можно осуществлять два одновременных независимых поворота вокруг разных плоскостей на разные углы - и такое движение невозможно свести к одному повороту (попадался термин "Повороты клиффорда"). Не имею доказательства, но интуитивно чувствую, что должна действовать теорема типа "любое движение с неподвижной точкой в 4D в общем случае представимо в виде двух независимых поворотов"

Собственно, везде так и говорится, что для представления поворотов в 4D требуется пара кватернионов.

В 4D пара 4-векторов задает пару скаляров и в отличие от 3D не одну, а сразу пару плоскостей - в одной плоскости эти 4-векторы лежат, а другая плоскость образована пересечением объемов, перпердикулярных обоим этим 4-векторам. Не знаю, есть ли какой-то стандартный термин, получается что-то типа две взаимно "дважды перпендикулярных" плоскости. И соответственно, к каждой из них может быть применен один из пары скаляров, обозначающий угол поворота в соответствующей плоскости. Если я правильно сображаю, то этим двум независимым поворотам соответствуют взаимно коммутирующие матрицы.

Но вот как производить перемножение этой пары кватернионов - все равно никак не соображу. И как следствие - не могу понять, как из этой пары кватернионов вывести соответствующую матрицу 4х4.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение02.06.2017, 14:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Во-первых, вы опускаете отражения.

Во-вторых, в $2k$-мерном и в $(2k+1)$-мерном пространстве собственные ($\mathrm{det}=1$) движения с неподвижной точкой представимы в виде $k$ независимых поворотов. Это доказывается через жорданову нормальную форму матриц.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение02.06.2017, 15:04 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Dmitry_Milk
Так, ну, всё, что написано в https://en.wikipedia.org/wiki/Quaternions_and_spatial_rotation#Pairs_of_unit_quaternions_as_rotations_in_4D_space вы, наверно, уже видели. Там тоже не написано, как перемножать пары, но более-менее очевидно, что поэлементно.*

Есть ещё и более общее представление вращений специальными элементами («роторами») алгебры Клиффорда интересующего пространства. Для евклидовых и псевдоевклидовых пространств там всё крайне замечательно, для произвольной сигнатуры чуть не очень, но она вас, вроде, и не интересует.

Насчёт алгебр Клиффорда наконец-то могу что-то порекомендовать: Широков Д. С. Алгебры Клиффорда и спиноры (2011).

* Если учесть алгебро-клиффордский подход, спинорные группы все лежат в чётной подалгебре $C\ell^0_{4,0}(\mathbb R)\cong C\ell_{0,3}(\mathbb R)\cong \mathbb H\oplus\mathbb H$, а это алгебра пар кватернионов, где они складываются и умножаются попарно.

-- Пт июн 02, 2017 17:06:05 --

Munin в сообщении #1221512 писал(а):
Во-вторых, в $2k$-мерном и в $(2k+1)$-мерном пространстве собственные ($\mathrm{det}=1$) движения с неподвижной точкой представимы в виде $k$ независимых поворотов.
А что, кто-то говорил иное? :-)

-- Пт июн 02, 2017 17:20:01 --

А, вы про отражения. Да, так ведь учитываются только вращения.

arseniiv в сообщении #1221516 писал(а):
спинорные группы все лежат в чётной подалгебре
Какую ерунду я написал, однако. Только как раз те, которые про собственные вращения. Для несобственных нужны элементы нечётной степени, и для их «честного» представления $\mathbb H$ для трёх измерений и $\mathbb H\oplus\mathbb H$ для четырёх уже недостаточно, нужны будут $\mathbb C^{2\times2}$ (по 8 компонент) и $\mathbb H^{2\times2}$ (по 16 компонент).

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение02.06.2017, 15:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
arseniiv в сообщении #1221516 писал(а):
А что, кто-то говорил иное? :-)

Просто ТС почему-то только $n=4$ рассматривает. Как не известный из учебников факт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение02.06.2017, 16:05 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Четырёхмерное пространство -- это пространство кватернионов. Умножаем кватернион x слева и справа на произвольные кватернионы нормы единица axb и получаем произвольное вращение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Координаты и движения в геометрии Римана
Сообщение02.06.2017, 19:40 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
На таком-то уровне ТС вроде в курсе. :-)

george66 в сообщении #1221534 писал(а):
Четырёхмерное пространство -- это пространство кватернионов.
Это выглядит методически некорректно, потому что кватернионы — это конкретная алгебра на четырёхмерном пространстве. А их можно насочинать и других — $\mathbb R^{2\times2}$, например.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group