2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Линии уровня в неоднородных средах
Сообщение27.01.2017, 10:57 


02/11/08
1187
Есть точка на плоскости с координатами $(a,0)$ и прямая $y=kx$ , которая делит плоскость на две части, с разными скоростями прохождения сигнала $V_1$, $V_2$ в этих частях. Требуется построить линии уровня функции $T(x,y)$, которая определяет время прихода сигнала в точку $(x,y)$. Функция $T(x,y)$ выглядит так $$T(x,y)=\min_{x_b}  \left (  {\frac {\sqrt{(x-x_b)^2+(y-kx_b)^2}}{V_1}}+{\frac {\sqrt{(a-x_b)^2+(kx_b)^2}}{V_2}} \right ) $$

При одинаковых скоростях это будут просто окружности - а вот при разных скоростях картинка поменяется.

Ну и полностью задача следующая - построить линию которая будет "равноудалена" (в смысле времени достижения сигнала) от двух точек, лежащих в разных средах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Линии уровня в неоднородных средах
Сообщение27.01.2017, 11:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Как минимум, стОит упростить задачу, развернув картинку так, чтобы линия раздела сред прошла по оси $OX$, а источник сигнала расположился на оси $OY$, а потом попробовать стандартную схему исследования на экстремум - искать нули градиента.

 Профиль  
                  
 
 Re: Линии уровня в неоднородных средах
Сообщение28.01.2017, 11:16 
Заслуженный участник


10/01/16
2315
Yu_K
Это - классическая задача по преломлению света.
Ответ мы знаем (его легко получить по рецепту Brukvalub):
отношение синуса угла падения к синусу угла "прохождения" равно к-ту преломления (т.е., отношению скоростей).
Здесь "угол падения" - угол между траекторией - лучом, и нормалью к линии раздела сред.
Удобно, видимо, использовать к-ты, в которых линия раздела имеет ур-е $y=0$, источник $I$- к-ты $(0,a), a>0$.
Можно попробовать так: проводим из точки $I$ отрезок $IA$ до пересечения с осью абсцисс, $A=(x_b, 0)$, определяем угол падения $\alpha, \tg \alpha =\frac {x_b}{a}$ , и время движения $t$ до точки $A$, $t =\frac{IA}{V_1} $. Считаем угол прохождения $\beta, \sin \beta =k\cdot \sin \alpha, k =\frac{V_2}{V_1} $, оставшееся время движения $\tau = T-t$, и находим точку $B$, в которую придем за время $\tau$, двигаясь из $A$ под углом $\beta$. Точки $B =(x,y)$ и составят (параметрически заданную) линию уровня.
Выглядит довольно сложно, но можно сильно упростить, заметив что $x=V_1\cdot \sin \alpha$: отсюда сразу выразим угол через $x$, это позволит получить явное выражение для $y = y(x)$. Явно я не считал, но, вроде, функция довольно поганая получится...
Про вторую часть задачи - про равноудаленные точки: имея уравнение линий уровня - задача сводится к решению некого ур-я, выписать которое я поленился....
Надо еще только отметить, что с полученным уравнением надо обращаться весьма деликатно - из-за ОДЗ. Ибо предельные возможные углы $\alpha$ в задаче не должны превышать (при $k>1$) $\alpha_0, \sin \alpha_0 =\frac{1}{k} $ - иначе будет "полное отражение"....

 Профиль  
                  
 
 Re: Линии уровня в неоднородных средах
Сообщение04.02.2017, 07:18 


02/11/08
1187
DeBill, Brukvalub Спасибо за ответы. Картинки линий уровня численно нарисовал для различных вариантов. Насчитал дискретный набор значений $T(x_k,y_k)$ - по ним построил линии уровня поверхности. Линию раздела сделал вертикальной. Во второй задаче пока не автоматизовал расчёт - хотя схематично уже можно представить как себя поведёт линия "равноудалённых" точек.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group