Итак, несколько дней размышлений и... все пазлы сложились. Теперь мне понятно, каков истинный смысл IQ и иных психометрических тестов, в которых присутствует возможность
угадывания правильного (пардон,
авторского) ответа. Точнее, даже не смысл, а истинное
предназначение этих тестов. Начну, пожалуй, немного издалека.
В Вики, в статье про IQ, есть весьма любопытный подраздел. Процитирую его здесь для наглядности.
Цитата:
Раса и национальность
Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.
О чём говорят эти цифры среднестатистическому обывателю? Они говорят ему следующее: "евреи — самые умные". А что говорят эти цифры человеку разумному? Ему они говорят нечто совсем другое, а именно: здесь что-то нечисто... И вопрос даже не в том, откуда взялись эти цифры, и не в объективности полученных данных — вполне вероятно, что с ними-то как раз всё в порядке. Проблема здесь совершенно в ином — в том,
что именно измеряют эти тесты. Интеллект? Или
не совсем интеллект?
Изучив ситуацию с системой психометрического тестирования в израильских университетах, я обнаружил следующее: ивритоговорящие абитуриенты набирают (по шкале 200 ≤ x ≤ 800 баллов) в среднем на 70 баллов больше, чем русскоговорящие. О чём это говорит? О том, что русские тесты сложнее? Или о том, что евреи опять умнее? Или, быть может, о том, что у евреев есть какое-то
скрытое преимущество при прохождении тестов?
К слову, вот, как устроена эта система:
Цитата:
В вопросах множественного выбора (т. н. «американская система») — на каждый вопрос приведено 4 варианта ответов. Абитуриенту предлагают выбрать ответ, наиболее полно отвечающий на поставленный вопрос. Правильный ответ на вопрос улучшает оценку, неправильный не ухудшает её: то есть если абитуриент затрудняется выбрать правильный ответ стоит попытаться угадать его. Два и более отмеченных ответа на один и тот же вопрос аннулируют ответ (засчитываются как ответ неверный).
Однако,
Евгений Машеров привёл замечательное определение интеллекта (и того, что
не является интеллектом):
Как рабочее определение "интеллект есть способность решать новые задачи, если их решение на основе доступной информации возможно" (если невозможно, но решает, это везучесть, если задачи не новые, а знакомые, это работоспособность).
Другими словами, интеллект можно измерить
только при помощи тех видов тестов, которые можно решить
на основе доступной информации. Если же информации недостаточно (как в случае с пресловутыми тестами на поиск лишнего слова в
авторской интерпретации), то здесь мы имеем дело с измерением не интеллекта, а чего-то
иного. Но чего именно??? Удачливости? Везения? Телепатии? Или...
степени соответствия мышления испытуемого мышлению автора тестов?
Оказывается, всё так и есть.
В.И. Арнольд, “Для чего мы изучаем математику?” Квант, 1993, 1/2, 5-15 писал(а):
Нью-йоркский профессор Джо Бирман объяснил мне, что для него как американца “правильное” решение этой задами совершенно очевидно. “Дело в том — сказал он — что я точно представляю себе степень идиотизма составителей этих задач”.
О том же самом написал уважаемый
profrotter:
Поражённость мышления шаблонами в той же степени, что и мышление автора - вот то единственное, что может выявить тест IQ.
Таким образом всё становится на свои места и кажущаяся абсурдность и нелогичность угадывания ответов обретает вполне чёткий смысл: при помощи подобной системы тестирования становится возможным производить
целенаправленный отбор (
селекцию) испытуемых, создавая
иллюзию объективности. Так, если автором тестов будет француз, то именно
французы будут иметь преимущество при прохождении тестов. А если автором тестов будет еврей, то преимущество будут иметь
евреи, что мы и наблюдаем.
Напоследок отвечу, что же на самом деле показало тестирование, результаты которого приведены в Вики, где средний IQ евреев составил 113. Оно показало
степень соответствия мышления испытуемых мышлению авторов теста, которые с вероятностью 99,(9)% сами были евреями.
Такая вот поучительная история...