Заслуженный участник |
|
30/01/06 72407
|
Из этого видео: пара цитат: Цитата: И ещё, наука - это реализация отчуждённой потребности в познании. Что это такое? У каждого высшего животного есть поисковый инстинкт. То есть, пустите кошку в новое помещение, и она пойдёт обнюхивать углы, осматривать всё, и это естественно, потому что ей нужно освоить территорию, она только за счёт этого выживает. И большинство других животных тоже. У человека, естественно, эта потребность есть, это глубокий, очень базовый инстинкт, но он пошёл гораздо дальше: то есть познавать надо не просто "осмотреть быстренько помещение", а ещё узнать, как это всё устроено, и как это работает, и всё глубже и глубже.
Цитата: Наука - это тот социальный феномен, который возник примерно четыре века назад, и совершенно невероятным образом пришпорил развитие цивилизации. Этот феномен существует по каким-то внутренним правилам, которые люди, входящие в него, в основном соблюдают. Это этика, это принципы методологические, технологические, логические, и это принципы взаимного признания. (То есть, эти люди признают, кто является учёным, друг друга.) Вот это сообщество обеспечило вот этот рывок, который мы наблюдаем. Когда появилось структурированное научное сообщество, когда вдруг возник вот этот способ социальной организации людей, ищущих природу реальности. Вот они организовались таким способом, который оказался эффективен, этот метод заработал. Мы не знаем никакого другого эквивалентного по эффективности метода.
Поэтому мы должны на это смотреть так: знаете, представьте себе, что вы приехали к каким-нибудь инуитам, эскимосам. А они там с баркаса гарпуном ловят кита. Забивают его прямо там же, вытаскивают, тут же разделывают. Для вас это всё жуть совершеннейшая, потому что с какой-то там качающейся лодочки, остриё какое-то, кит двадцать пять метров, и они вдруг с ним справляются. Невозможно это. Вы бы там с современного корабля большого не смогли бы это сделать. А они вот так вот. Как они это делают? Чёрт его знает. У них умение есть, интуиция, исторический опыт народный, там, ещё что-то такое - как-то они это делают. Значит, вы понимаете: вот они это умеют делать. И если вы хотите, чтобы это продолжалось, допустим, то вы должны сказать: ну вот пусть они это делают так, как они это умеют.
Вот с учёными примерно та же ситуация. Они всё время гарпунят каких-то китов из скрытой от нас реальности, вытаскивают их. Потом вдруг раз, вытащили - получился мобильник. Вытащили - получился самолёт. Вот, как-то у них это получается. Ну, короче говоря, дайте им жить так, как они привыкли жить. Они сами определяют, кто такие учёные, как надо действовать, время от времени они там на эту тему грызутся, кого-то не признают, кого-то там могут и до самоубийства довести. Но это их способ существования, их сообщества. И это сообщество порождает развитие цивилизации. А как? Не знаю, что будет через сто лет, или тем более, через тысячу. Но пока что ничего лучшего у нас нет, и мы должны очень ценить вот это вот устройство социальное науки, следить за тем, чтобы его не нарушали путём внешних вторжений, и тогда она у нас будет работать.
А если мы будем всё время снаружи как-то пытаться навязывать ей какие-то другие принципы, чтобы менять, так просто сломается машинка, и всё. Знаете анекдот про японскую пилу? Вот сейчас именно это пытаются делать, там, с Академией наук, например. Не понимая, как она работает - и сама Академия, думаю, плохо понимает, как она работает. Потому что учёные - они, в общем, наукой занимаются, а не пониманием того, как они работают. Но как-то у них это всё получается.
Прошу прощения, если запись с голоса неточная.
|
|