Когда зарплата платится за поиски ответа на вопрос "как устроена [существующая в природе] кракозябра?" - это фундаментальные исследования. Когда за поиски ответа на вопрос "как нам сделать такого [искусственного] мямзлика, чтобы он обладал свойством кузявости?" - прикладная.
Это совпадает с моим пониманием. Разве что я не делаю акцента на существовании в природе объекта исследований фундаментальной науки, исследовать можно и вымышленные конструкции (математика
).
В таких формулировках получается хоть некий общий метод расчёта орбиталей в молекулах, хоть расчёт этим методом конкретной молекулы - всё прикладная наука. А фундаментальны лишь сами уравнения. Но не методы их решения. Хм, спасибо, кажется стало яснее.
(Другой пример для закрепления понимания)
Возьмём известную задачу трёх тел в механике. На фундаментальном уровне выходит всё чётко и ясно, есть законы Ньютона (и Кеплера до кучи), ими всё описывается. Но что не можем решить - это уже прикладная проблема. Несмотря даже на [возможную] необходимость использования другого математического аппарата для решения? Или же этот новый неизвестный математический аппарат может быть фундаментальным, но не в физике, а в математике? А в физике он будет применён на прикладном уровне? Похоже что так.
Отвечая на вопрос "как сделать", придется сначала много раз ответить на вопрос "как устроено".
Вот тут тоже тонкость, ведь множество случаев, когда что-то получается сделать без глубинного понимания теории. Просто по наработанному опыту делания похожих штук.
Другое дело, что сделать "именно вот такую вот штуковину именно с вот такими вот свойствами и при таких-то ограничениях" - скорее всего не удастся без понимания теории, или ограничения придётся значительно ослабить (что эквивалентно удорожанию в терминах необходимых ресурсов). Похоже Вы об этом хотели сказать?
Но ведь это касается лишь разработки
новых штуковин, продолжать же делать уже разработанные по существующим технологиям можно и без понимания почему эти технологии работают. И под технологиями Вы заставили понимать не просто изготовление штуковинок по готовому чертежу, но и разработку таких чертежей по "готовому рецепту" (например в виде ГОСТов) на аналогичные штуковинки. А вот разработать ГОСТ на
новый класс штуковин уже не получится, это требует фундаментальных знаний (про возможную иерархию ГОСТ на ГОСТ на ... на ГОСТ на ГОСТ забудем, всё равно всегда будет верхний уровень).
Получается пока мы строим много разных похожих штуковин в рамках существующих классов - фундаментальные знания не задействованы. А неиспользуемое имеет свойство теряться ...
-- 09.07.2016, 23:43 --Так, пора вернуться к исходному вопросу, где сейчас используются фундаментальные знания. Вспомню что сейчас активно развивается (кроме теоретической физики и абстрактных разделов математики): органическая химия, генетика с биологией, теория чисел (включая и вычислительные методы до кучи), психология (включая душу и вообще всё поведение человека, да простят меня верующие и медики). Забыл что-то важное? В генетике (какой ген на что влияет и почему и что на что поменять чтобы добиться того-то) вопросы скорее всё же прикладные. В органической химии вообще всё понятно как Вы правильно указали, в биологии (работа белков, их существование, почему они именно такие, ход эволюции) тоже вопросы прикладные (ну может кроме каких-то совсем общих законов поведение живых систем) (вот кстати вопрос хиральности белков - прикладной ли?), и в теории чисел вопросы тоже прикладыне (ну если не трогать вопросы аксиоматик). На мой взгляд фундаментальные проблемы есть лишь в психологии, да и то в значительной мере из-за недостаточной формализуемости. Тут уж вообще, сплошная эмпирика и никаких общих законов.
Не, так не бывает, в чём-то я значит не прав, чтобы фундаментальные знания уже почти не требовались?!
Прошу, развейте моё недоумение, кто-нибудь ...