2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 реформа РАН в действии
Сообщение21.02.2006, 18:59 


21/02/06
1
заходите на форум РАН www.ras.ru/forum
Выступление председателя Профобъединения «РКК-Наука», заместителя председателя Совета Профсоюза работников РАН А.С.Миронова на заседании Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г. по вопросу «О стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года»

Профсоюзы всегда считают главным обеспечение занятости и нормальных условий труда для объединяемых ими людей.
Чего же не нашли в Стратегии профсоюзы науки и что надо в ней поправить?

Во-первых, не нашли упоминания о самом главном риске, о котором говорили более года, с самого начала публичного обсуждения Стратегии. Это риск потерять науку в ходе преобразований организационно-правовых форм собственности и сокращения численности организаций. Потерять вследствие непродуманных решений и прямого произвола, когда истинные цели … (здесь председатель комиссии А.А.Фурсенко заметил, что не надо произносить лозунгов, а предлагать конкретные вещи. Пришлось объяснять, что совершенно конкретно среди рисков реализации стратегии, изложенных на стр.22., отсутствует именно этот )... когда истинные цели действующих лиц на местах вовсе не будут совпадать с целями и задачами перехода к инновационной экономике, декларируемых в стратегических документах.
Данный риск нельзя не видеть. Вероятность его велика, а последствия - катастрофичны. Меры, предлагаемые профсоюзами с целью снизить этот риск:
- соблюдение неприкосновенности федеральной собственности, находящейся в распоряжении научных учреждений. Такая собственность не может быть отчуждена ни по каким основаниям, передана в управление третьим лицам, заложена, продана и т.п.;
- привлечение грамотных управленцев на работу в научные организации для улучшения качества менеджмента (там, где это необходимо), а не передача организаций в управляющие компании. Нам не нужна управляющая компания по управлению имуществом РАН. Если что-то плохо у нас с управлением имуществом, пусть придет специалист по управлению имуществом в конкретную организацию. Таких специалистов надо искать и готовить;
- выработка критериев оценки эффективности деятельности научных и обслуживающих науку организаций должна проводиться научным сообществом с широким привлечением ведущих специалистов организаций, профсоюзных представителей прежде, чем начнутся какие-либо действия по сценарию реформ;
- точно так же решения должны приниматься в отношении каждой организации с участием всех её ведущих специалистов и представителей профсоюза.
Только широкий уровень квалифицированного, публичного и конкретного обсуждения, возведённый в закон, может сократить риск уничтожения работающих организаций.
Во-вторых. Должен быть восстановлен как индикатор реализации Стратегии ряд показателей численности занятых в исследованиях и разработках, присутствовавший в предыдущей версии Стратегии, одобренной Правительством. Он отражает один из важных индикаторов инновационного развития. Он необходим для оценки и прогноза социального развития страны. Динамика в прогнозах числа занятых является важным жизненным ориентиром для людей, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, позволяет грамотно оценивать последствия изменений возрастного состава внутри данной социальной группы и предпринимать необходимые меры для устранения возможных коллизий. Из предыдущей версии Стратегии, согласованной коллегией Минобрнауки и рассмотренной Правительством, ясно, что эта динамика учтена при разработке документа – осталось поправить таблицу индикаторов.
В третьих. Необходима отдельная запись об ответственности Минздравсоцразвития России за своевременную подготовку и экспертизу документов, составляющих нормативно-правовое обеспечение системы оплаты труда в государственном секторе науки и мер социальной поддержки учёных. Данное министерство является головным по данному кругу вопросов. И его ответственность должна быть прописана.
В-четвертых. Необходимо восстановить финансирование из федерального бюджета фундаментальных исследований, выполняемых в государственных научных центрах (ГНЦ), по направлениям их деятельности. Профсоюзы не согласны с декларируемой позицией о ненужности целевой поддержки из средств федерального бюджета фундаментальных и поисковых исследований, выполняемых в ГНЦ. Инновационная цепочка начинается с таких исследований, они необходимы в крупных ведущих НИИ, которыми являются государственные научные центры, располагающие уникальным опытно-экспериментальным оборудованием, научными работниками и специалистами высокой квалификации. До 2004 года финансирование поисковых исследований в ГНЦ шло через министерство, с 2005 года нить оборвалась. Не помогли ни письма к Фрадкову, ни к Путину. Ответы все от Минобрнауки – идите на конкурс. А в законе прописано, что ГНЦ ведут фундаментальные исследования.
В-пятых. В Законе о науке необходимо дать определение статуса государственного научного центра (ГНЦ), уточнить субъектный состав организаций, которым может быть присвоен статус ГНЦ. Необходимо также восстановить процедуру аккредитации научных организаций (независимо от форм собственности и организационно-правовых форм) по критериям, согласованным с признанными научными организациями всех отраслей и ведомств. Предусмотреть распространение мер государственной поддержки в виде налоговых субсидий и компенсаций на аккредитованные научные учреждения и государственные научные центры, определить иные меры государственной поддержки для обеспечения выполнения организациями функций ГНЦ.
В-шестых. Руководители ведущих предприятий по направлениям развития науки, технологий и техники должны войти в состав Координационно-экспертного совета. Это нужно для снижения риска ошибочных решений в ходе контроля реализации Стратегии и улучшения качества выработки общих принципов государственной инновационной политики.
Эти предложения внесены нами в департамент [государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России] при подготовке данного заседания, но остались не учтенными. Профсоюзы считают их принятие непременными условиями реализации Стратегии.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group