И сразу в связи с "comma depression" вспомнил о замечательном примере из Немировского, который мы уже пытались разобрать раньше.
Напомните, пожалуйста, где мы пытались его разобрать.
Здесь:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 34&page=15(постинг 147 на указанной странице и далее)
Тогда мы сошлись на том, что
приведенный пример неудачен
Теперь меня задел предшествующий примеру фрагмент
Натуральная система по сравнению с пифагоровой имеет существенный недостаток в виде нечистой квинты, образуемой между II VI ступенями D - A
Незадолго до этого подвернулся удивительный фрагмент другого автора:
ни в одном, действительно древнем, нашем мирском напеве и ни в одной строке наших настоящих (т. е. синодских) Ирмология, Обихода, Сокращённого Обихода, Октоиха* и Праздников (как исследовано повальным обыском из строки в строку) не встречается скачков ни на фальшивую квинту, или увеличенную кварту, ни на сиксту, ни на септиму.
Затем опять случайно напал на многое поясняющий фрагмент у третьего автора:
Под
переченьями подразумевается случай,
когда два тона в
последовательных аккордах, которые
принадлежат
к разным голосам, образуют фальшивые октавы или
фальшивые квинты. Например, если один голос в первом аккорде поет
b1 и другой голос в следующем аккорде поет
b♭, или первый имеет
c и второй
c2♯, там есть октавные переченья.
Квинтовые переченья запрещены только для крайних голосов. У такового в первом аккорде бас имеет
B1, во втором сопрано имеет
f или, наоборот, где
B1 ... f есть фальшивая квинта.
<...>
Все эти правила были существенно предназначены для старой церковной музыки, куда тихий, мягкий, хорошо уравновешенный, и хорошо регулируемый поток звука был нацелен, без каких-либо усилий или преднамеренного нарушения гладкого равновесия. Где музыка должна выразить усилия и волнение, эти правила становятся бессмысленными. Скрытые квинты и октавы и даже
переченья квинт находятся в изобилии в хоралах Себастьяна Баха, который в ином так строг в своих гармониях, но надо признать, что движение его голосов гораздо более мощно выражено, чем в старой итальянской церковной музыке.
(English)
By false relations is meant the case when two tones in consecutive chords, which belong to different voices, form false Octaves or false Fifths. For example, if one voice in the first chord sings b1 and another voice in the next chord sings b♭, or the first has c and the second c2♯, there are false Octave relations. False Fifth relations are forbidden for the extreme voices only. Thus in the first chord the bass has b1, in the second the soprano has f, or conversely, where b1 ... f is a false Fifth.
<...>
All these rules were essentially intended for the old ecclesiastical music, where a quiet, gentle, well-contrived, and well-adjusted stream of sound was aimed at, without any intentional effort or disturbance of the smoothest equilibrium. Where music has to express effort and excitement, these rules become meaningless. Hidden Fifths and Octaves and even false relations of Fifths are found in abundance in the chorales of Sebastian Bach, who is othewise so strict in his harmonies, but it must be admitted that the motion of his voices is much more powerfully expressed than in the old Italian ecclesiastical music.
Понятно, что современный интервал уменьшённой/увеличенной квинты во времена Одоевского-Гельмгольца называли ещё фальшивой квинтой, по-старинке, а были ведь и времена, когда этот
нестрашный теперь интервал и вовсе исчадием сатанинским именовали.
Нечистую (как изволил её именовать Немировский) квинту чистого строя ожидает такая же судьба. Люди поймут её истинное предназначение, дадут ей правильное имя и будут осмысленно пользоваться этим удивительным даром природы, посмеиваясь над дремучестью предков, тупо её порочивших.