А разве это аксиома?
, строго говоря, является схемой аксиом (т.е. для каждого высказывания
это аксиома). См. гильбертовскую аксиоматизацию классической логики высказываний.
Разве рациональные и иррациональные числа, это не дихотомия? Что не рациональное, то действительное, и наоборот. Как может казаться, что закон исключения третьего тут может быть неприменим?
В конструктивной логике "дихотомия" не означает истинности одного из двух. Возможна ситуация, когда дихотомия неразрешима, т.е. невозможно сказать ни что истинно первое, ни что истинно второе. Кстати, именно в случае дихотомии "рациональное или иррациональное" такая неразрешимость возможна.
А тем более, как сам закон исключения третьего, сам по себе, может подвергаться сомнению?
Подвергаться сомнению может что угодно. Вопрос на самом деле заключается в другом: На каком основании должен
приниматься закон исключённого третьего? И единственное, что может предложить классическая логика в качестве основания -- это желание, чтобы логика была двузначной.
То есть в интуиционистской логике истинным признается только то что доказано? А как может быть иначе и каким образом на это влияет закон исключенного третьего?
Иначе может быть (и есть) в классической логике: Как я уже сказал, классическая логика вынуждена признавать существование недоказуемых истин. То, что недоказуемые и неопровержимые высказывания существуют в любой достаточно содержательной теории, утверждает первая теорема Гёделя о неполноте (и доказательство этого вполне конструктивно). А то, что каждое такое высказывание либо истинно, либо ложно, утверждает закон исключённого третьего. Причём независимо от того, истинно такое высказывание или ложно, у нас появляется недоказуемая истина.
А можете привести пример, где ясна истинность высказывания, но которую невозможно доказать?
Не так. Могу привести пример высказывания, которое либо истинно, либо ложно независимо ни от какой прикладной аксиоматики. В первом случае оно является недоказуемой истиной, во втором случае недоказуемой истиной является его отрицание. А какой из двух случаев "в действительности" имеет место -- мы не знаем и, очевидно, никогда не узнаем.
Таковым высказыванием является континуум-гипотеза, которая на языке классической логики второго порядка может быть сформулирована без привлечения какой бы то ни было дополнительной аксиоматики (т.е. ни аксиомы арифметики, ни аксиомы теории множеств и т.д. не используются).
И как вообще тогда возможно полагать что-то истинным?
Ещё раз: В классической логике истинность не привязана (и не может быть привязана) к доказуемости, поэтому "полагайте" как хотите. Например, в теории множеств Цемерло-Френкеля та же континуум гипотеза неопровержима и недоказуема, а это значит, что "полагать" её истинной или ложной Вы можете по своему усмотрению. Однако закон исключённого третьего говорит, что она "обязана" быть истинной или ложной, ибо логического значения "неразрешима" не существует.
-- Вс июн 07, 2015 15:17:03 --Xaositect, извиняюсь, если в чём-то с Вами перекликаюсь: Ваше сообщение появилось пока я набирал своё.